Можно ли быть одновременно христианином и буддистом? Сергей Худиев продолжает разговор, начатый Валерием Панюшкиным и отцом Сергием Кругловым о том, можно ли совместить христианство с другими религиями.
Можно ли быть одновременно христианином и, скажем, буддистом? В голове мелькает анекдот: «Что Вы будете делать, если Вас выберут Архиепископом Кентерберийским? Как что? Буду работать Архиепископом и еще немножечко подрабатывать Далай-Ламой!». Но сам вопрос важен, и многие люди с некоторым замиранием ждут от нас «да» — как в предвыборном слогане президента Обамы, «Yes, you can!». Это звучит позитивно и воодушевляюще. Но на самом деле ответ — нет, это невозможно.
Но начну с позитивного. В нехристианских религиях может присутствовать нечто истинное, доброе и прекрасное; возвышенная этика, продуманная философия, поразительное искусство.
Евангелие говорит о том, что Сын Божий, ещё до Своего воплощения, есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан.1:9)». Всякого человека, а не только христиан. Все доброе и достойное в мире имеет своим источником Истинный Свет — и признавая в иноверцах добродетель добродетелью, мы с благодарностью признаем попечение Создателя о всем творении. Во всем добром и истинном — например, в справедливом правлении — проявляется Премудрость Божия: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. (Прит.8:15,16)» Само устремление человека к истине и спасению есть проявление его духовной природы, и это стремление почтенно.
Мы можем — и, я думаю, должны — признавать то достойное похвалы, что мы видим в нехристианских религиях, как и добродетель конкретных нехристиан. Писание неоднократно хвалит людей, не принадлежащих к народу Божию, так что ничего революционного тут нет.
Но есть то, чего мы не можем — мы не можем признать иные религии, в целом, как мировоззренческие системы, истинными; мы не можем как-то совмещать исповедание христианства с исповеданием чего-то еще.
Этому есть две причины, меньшая и большая, от ума и от сердца. Меньшая состоит в том, что религии — в частности Христианство и Буддизм — делают определённые, и при этом несоместимые утверждения относительно реальности. Либо существует переселение душ, как говорят буддисты, либо воскресение мёртвых, как говорят христиане. Либо существование есть страдание, либо, напротив, существование есть благой дар Бога, за который мы благодарны. Либо человек достигает освобождения личными усилиями (как в Буддизме) либо находит его в Спасителе (Иисусе Христе). Либо карма, либо прощение грехов. Либо рай (ад) либо колесо сансары.
Это совершенно разные представления о природе реальности, ведущие к совершенно разной практике. Как только мы попробуем как-то практиковать нашу веру — например, молиться, мы уже сделаем выбор. Обращаясь с самой простой молитвой — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» — Вы уже исповедуете ряд концепций (личностного Бога-Судию, воплощение Бога в Иисусе Христе, упование на милость Бога и Его прощение), в принципе несовместимых с буддистской картиной мира.
Надо уточнить, что техники сосредоточения, выработанные в Буддизме, сейчас широко практикуются в психологии и давно оторвались от своих религиозных корней; может ли их практиковать христианин, я не вполне уверен — но, в любом случае, это не практика Буддизма как такового. Участие в Олимпиаде еще не делает Вас поклонником Зевса и Афины, сосредоточение на дыхании ещё не делает Вас буддистом, если Вы не принимаете буддисткой картины мира и места человека в нем.
Есть бОльшая причина, от сердца — христианская вера предполагает определённые личные отношения с Богом. Отношения, которые Библия называет «Заветом». Это слово иногда передаётся на современный русский как «договор», но его значение глубже — это союз, который Писание сравнивает с браком, подданством, воинской службой, союз, в который Вы входите полностью, целиком, или не входите вообще. У вас одно сердце — и Вы можете отдать его только кому-то одному.
У Вас может быть двойное гражданство — если соответствующие государства это допускают. Государство не требует Вашего сердца — только налоги. Вы можете работать на разных работах, покупать у разных производителей — потому что эти отношения носят частичный характер. Они не требуют полной и безусловной отдачи — только сколько-то времени, сколько-то денег.
Отношения с Богом — требуют; они больше похожи на брак, и Писание использует этот образ.
Вы можете сказать государству, работодателю, деловому партнёру — «а вот сюда я вас не звал, это моя жизнь». Вы не можете сказать этого Богу. Вы или принадлежите Христу полностью, или не принадлежите Ему вообще. Бог с самого начала даёт понять, что частичные отношения, оставляющие место для других богов, Его не устроят. Первая из десяти заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2,3)».
Библия использует очень эмоциональный язык для того, чтобы подчеркнуть это требование верности. Поклонение другим богам, участие в ритуалах других религий воспринимается как тяжкое предательство: «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20)» Как мужчина, который хочет ввести женщину в свой дом законной женой, не собирается делить ее с другими, так и Бог требует, чтобы сердце Его народа принадлежало Ему. Невеста говорит в Песни Песней «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне (Песн.6:3)» Бог отдаёт Себя людям до смерти, и смерти крестной. Как обманутый муж из книги пророка Осии, который продолжает любить свою беспутную жену, или тяжко оскорбленный отец из причти о блудном сыне, Бог хочет, чтобы мы вернулись домой и примирились с Ним. И Он хочет принять нас как членов Его семьи, а не как туристов.
Я ещё раз скажу, что я не считаю все нехристианские религии ужасными, и менее всего я считаю ужасным Буддизм. Но что было бы ужасно — это для христианина пойти крутить молитвенные барабаны или вообще искать чего-то в других религиях. Это означало бы, что того, что сделал для нас Бог во Христе, недостаточно. Воплотившись, разделив нашу жизнь, умерев на Кресте за наши грехи, послав Святого Духа, короче, отдав нам Самого Себя, Бог чего-то недодал нам — и нам надо искать это где-то в другом месте.
Христос Библии — не просто Пророк или религиозный учитель; в Нем, по слову Апостола, «обитает вся полнота Божества телесно, (Кол.2:9)». Как говорит сам Господь Иисус, «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)» Встречая Иисуса Христа мы встречаем Бога. Если мы верим Писанию (и, прежде всего, верим словам Иисуса о Себе) нам незачем искать каких-то дополнений — все, что мы могли бы обрести, все, нужное для нашей вечной радости уже есть во Христе.
А что иноверцы могут быть людьми добродетельными и весьма почтенными — так с этим и не спорит никто, могут. Что грешные люди могут превратить в повод для агрессии все, что угодно, даже Евангелие — это, увы, так. Но невозможно устранить агрессию, устраняя поводы для нее — в странах не-авраамического мира (буддистских в частности) люди не менее успешно находили себе поводы для взаимной резни. Было бы странно бояться истины из-за того, что кто-то обратит ее в повод для враждебности и нетерпимости. Как где-то говорит о.Александр Мень, «Христианин должен быть другом язычника, но не язычником». У вас одно сердце — и Вы можете отдать его только один раз.
Читайте также: