Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали два чтения. Одно — памяти равноапостольной Ольги и великомученицы Евфимии. Второе, евангельское чтение к сегодняшнему дню об исцелении хромых, слепых и прочих больных, повествует о том, как Господь, перебравшись в Галилею, взошел на гору.
Очень часто Господь в Евангелии поднимается на гору. Почему? В заповедях Блаженства тоже восходит на гору высокую. В Преображении — Господь взошел на гору. И Господь входил на гору, когда с учениками уже прощался, вознесся, опять — на гору Елеонскую.
Восхождение на гору символизирует возвышение, уход от мира земного — к горнему. «Горе имеем сердца», «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя», «Сущие во Иудее да бегут в горы!», – это всё слова евангельские, которые говорят о том, что спасение духовное, обновление, возрождение, вообще путь духовный требует труда.
Для того, чтобы подняться на гору, особенно если гора не очень низкая, нужно усилие. Преподобный Серафим, сравнивая духовную жизнь с рассуждениями на духовную тему, говорит: «Других учить — это с колокольни камушки бросать, а самому исполнять то, чему учишь, — это на колокольню камушки таскать». Видите, опять образ один и тот же везде — куда-то нужно подняться.
Вообще, для того, чтобы увидеть, окинуть оком большое пространство, увидеть картину того, что происходит, более наглядно, нужно подняться, возвыситься. Когда человек идет по земле, то он обычно видит в пределах своего роста, сколько ему видно. И вот он идет, дорожка эта ведет его. Особенно, если дорожки-то нет, если лесочек. Идет он, идет, иногда на месте кружится. Вертится, крутится. И есть выражение такое: в трех соснах заблудился. А когда поднимется — видит, что нужно было-то идти вот так — и всё ясно, оказывается. Всё ясно, куда идти и как идти.
Смысл этого очень глубокий. Для того чтобы правильно ориентироваться в жизни, нужно, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, на всё глядеть взглядом оттуда, то есть свыше. Когда Дух Святой посещает душу человеческую, аще коему сей по достоянию дхнет (то есть вдохнет в него), скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе». То есть сразу же от земли возносится. Человек поднимается над земным.
Подняться над земным немногие могут. Ведь вы знаете, даже житейская мудрость взята из Священного Писания. Иногда с ошибками, правда, переписано. Иногда, как украдено и присвоено себе. Помните: рожденный ползать летать не может? Это не совсем верно, но, в общем, тот, кто ползает, тот дальше своего носа не видит ничего, а тот, кто летает, тот видит дальше. Поэтому духоносные отцы, которые выше всего этого земного, видели, прозрели духовным оком вперед, как орлы. Поэтому и дар этот, дар прозорливости, дар пророчества у святых связан с их духовным уровнем. Они вперед говорили. Это люди в земном смысле простые, но все-таки люди духовные.
Потому что есть небольшая разница в наше время, довольно значительно ощутимая. Раньше это было сложнее, теперь это проще. Спросили когда однажды, сказал про одного человека некий человек старцу: «Это духовный человек». Старец говорит: «Да нет, начитанный, а не духовный». Ум кичит, а любовь созидает. Ум начитан, может быть. Это как компьютер. Мыслить он не может. Он по определенной программе мыслит. Поэтому современные люди, которые изобрели эту машину, компьютер, по подобию своего творения стали к нему придатком.
Человек о духовном забывает, приземляется. Там нет духовности. Вот это его состояние незаметно сводит человека сначала просто до земного существа, которое потом превращается в придаток своего же творения. Оторвавшись от Бога, нарушив высшую духовную иерархию, человек в наказание за нарушение попадает во власть своего же творения. Постоянные смерти от автомобильных катастроф — свидетельство этому. Человек машиной сначала управляет, а потом она уже его несет, куда он не хочет.
Человек попадает в рабство компьютера. Сейчас уже об этом говорят в открытую. Даже есть компьютеры-убийцы. Человек настолько душу предает во власть, что любая техника, любое так называемое достижение человечества, когда человек теряет духовные смыслы, приводит его к рабству. Человек находится во власти своего же изобретения. И это всё потому, что человек духовно мертвеет, отрывается от духовного и приземляется.
Есть такая детская сказка: пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что. Это так называемый технический прогресс: он не знает, куда идет, и не знает, что ищет. Потому что известно, открытие просто упирается в какое-то явление и начинает задумываться, еще во что-то упирается. Как сказал один из представителей науки, наука, разрешая какую-нибудь проблему, одновременно ставит десять новых проблем. И она не разрешает сущности вопроса, а еще более запутывает. И только духовное может на всё дать ответ. Сказано, духовное говорит о всем, и над всем главенствует, а остальное — только над своим земным. Поэтому очень часто именно этот образ вознесения горе или поднятия в гору встречается в Евангелии и постоянно присутствует во всей православной вере.
Почему православная вера для многих является камнем преткновения? Потому, что она требует много труда. Всё время постоянный труд над своей душой. Молитва в храме — значит, стояние. Земные поклоны, посты — это тоже труд. Этот труд везде и во всем присутствует. Да, это ступень начальная, дальше ступени идут духовные. Но без начальных ступеней невозможно подниматься по другим ступеням.
Поэтому, когда говорят о духовных вещах, то нужно помнить, что духовные вещи требуют подготовки к ним, постепенно, от земного возвышения — к духовному. Простые наши потребности — еды, отдыха — в уставе церковном учтены. Требуется когда-то пост, когда-то — воздержание, когда-то — даже неядение, в какие-то периоды, или ядение особой пищи. Они есть тренировка воли.
Первая заповедь, которая была дана первым людям в раю, это была заповедь поста: всё ешьте, от одного дерева не ешьте, не вкушайте. Очень простая заповедь и очень легкая. Человек не мог ее осилить, споткнулся на ней. Почему пост всегда является обязательным условием покаяния? Почему, когда Иона пророк сказал, что Ниневия погибнет, все жители наложили пост на себя и даже на скотину, чтобы не погибнуть, и не погибли? Конечно, современные земные мудрецы пытаются всё время это опровергнуть или вывести каким-то образом, отбросив всё это. Они всячески пытаются или же пост отвергать, или же, если и признают его, то не исполняют его так, как подобает, как заповедано Православной Церковью. Тут уже момент духовный. Да, согласны, что нужно. Ну а почему так и так-то? Да потому, что так заповедано. То есть послушание.
Послушание Церкви — это уже духовный момент, момент очень серьезный. Потому что можно что-то есть или не есть, делать или не делать, но одно дело, когда ты ешь или не ешь, делаешь или не делаешь по своей воле и когда хочешь, а другое дело — когда нужно. Это уже момент духовный, потому что тут возмущаются: а почему я должен? Потому, что нужно. Это понятие долга. Вот здесь человек и запинается очень часто.
И здесь даже вопрос, касающийся не только поста, а вообще всего, что касается веры. Я перехожу сразу прямо на общие положения веры. Люди вынуждены, от этого никуда не денешься, признавать, что вера необходима, что Бог есть. Это аксиома. Ее не доказывают, ее просто принимают как факт. Потому, что если ты существуешь, так ты уже существуешь. Куда ж ты денешься? Почему же высшие творения не могут существовать, если ты не такой уж и умный, и не всемогущий, и довольно немощный существуешь?
Так вот, следующий этап идет именно такой: да, все есть, но пост и всё прочее, я считаю, что нужно веровать так и так, вот это нужно, а это не нужно. В церковь не нужно ходить, молиться не обязательно. Всё, вроде бы, и принимается в некоторой степени. Принимается суть отправная, а дальне начинается та самая пробуксовка, которая требует труда. Нужно трудиться, нужно заставить себя.
Во-первых, нужно смириться. Это не так просто, это большой очень труд. Вся бездна адская поднимается: «Почему это? Что это такое? Зачем? Что это такое? Что мне? Я! Я! Я!» Как сказал отец Алексей Мечёв, «вся наша война — с Яшкой да окаяшкой». То есть, со своим «я» и бесом, который «это я» как на дрожжах старается взбить, пену эту. И эта борьба как раз и есть та самая духовная область, в которой необходимо трудиться, и без которой не может быть никакого духовного движения.
Когда человек ковыряется в этом, как в земном смысле, то он всё время: «Это зачем? Это почему?» Но если взглянуть на это с высоты духовной, то всё становится на свои места, и понятно почему, зачем и для чего. Оказывается, что вся эта распущенность и вольность приводит к тому, что все, как говорил святитель Феофан Затворник, под конец люди настолько будут духовно расслаблены и отступят от преемства, от послушания Церкви, что, что ни голова, то своя вера будет. Так большая часть и живет.
Откуда сейчас появилось множество сектантов всевозможных, так называемых вер? Так называемый «Новый Свет», как он прежде назывался, насчитывает, по известной статистике, около двух тысяч вер. Две тысячи. И их еще больше будет.
Как один раб Божий рассказал, приехал некий проповедник из-за границы. Кто его финансировал — это вопрос, конечно. Ну, у нас обычно везде рассуждают, а тут почему-то никто не думает, кто и что, и почему такие деньги откуда. Но тут его спросили: «А сколько в вашей церкви там?» — откуда он приехал. Он сказал: «Я один». А здесь сколько за ним легковеров таких, наивных людей, за которыми стоят тысячелетние традиции? Они бросаются на любую пустышку, на любой мыльный пузырь, привезенный из-за границы. Конечно, прежде всего, потому, что там всё можно, никаких усилий: хочешь сидеть — сиди, хочешь курить — кури, хочешь веселиться — веселись, хочешь есть — ешь. Одним словом, делай всё, что хочешь. Но это только вначале. А потом там и тебя тоже будут прибирать к рукам, будешь ты делать не что хочешь, а что тебя будут заставлять. А если не будешь, тогда с тобой поговорят покруче. И эти факты существуют, но их как будто никто не слышит и не видит. И многие уходят от истины, увлекаются пустотой, а в результате попадаются в сети дьявольские.
Сегодня мы празднуем память равноапостольной Ольги, которая духом своим почувствовала необходимость того, что должна быть не просто вера, а истинная вера. Она тогда поставила вопрос, который теперь перед многими не стоит. Она считала, что не всё равно, какая вера, а нужна истинная вера. И потом ее внук, равноапостольный князь Владимир тоже испытал веру и сделал свой выбор. И для всех последующих поколений он оказался засвидетельствованным в истории, как избравший спасительную веру.
Будем помнить, что наша вера избрана людьми, которые действительно стремились, искали истину и нашли ее, обретя бесценный бисер Христа. «Якоже второго Павла», как мы поём о равноапостольном Владимире, Господь его избрал. Поэтому истину веры и чистоту веры нужно твердо содержать и хранить. И только в истинной вере, только в истинном свете всё остальное становится на свои места. Многие вопросы истории разрешаются очень просто. С духовных высот святыми отцами указываются нам причины, которые породили то, что происходило, и указывают путь, которым идти.
Еще до революции писали, что соблюдение постов тогда уже было исповеданием веры православной. Тогда уже началось отступление от веры. И то, что произошло в 17-м году и в следующие годы, — это было просто проявление того духовного процесса, который уже шел. А потом, когда люди почувствовали, что без веры нельзя, и что это порождает, начали задумываться. Сейчас мы видим, к чему уже частично пришли: пьянство, наркомания, разврат, разложение всего, всё продается и покупается, и Родину, и всё, что угодно можно продать. То есть без святынь, без духовных ценностей, как сказал Достоевский, человек превращается или в скотину, или в зверя. Мы то и дело слышим про зверские насилия, убийства, скотское жительство, как в стаде. И только с духовной высоты всё ясно и стоит на своих местах. Спасение от этого только одно — обращение к Богу через покаяние, через признание тяжкого греха цареубийства и продажи своей веры.
Помните, на памятнике в Бородино написано: «За веру, царя и Отечество». Веру продали, царя убили, теперь продают отечество. Дальше всё уже. Пределов больше нет — без веры, без этой основы больше уже ничего. Поэтому и спасение, соответственно, — возвращение к вере, возвращение к признанию богоизбранного главы, если Господь сподобит, и святости своей Родины.
В сегодняшний день равноапостольной Ольги и ближайший праздник равноапостольного Владимира мы будем стараться укреплять свою веру и сердца своих близких. А за грехи, за темные деяния Спасителя смиренно умолять, как Пушкин сказал в «Борисе Годунове», просить у Бога прощения и твердо верить, что Господь, как сегодняшней грешнице, отпустит тебе грехи твои, простит согрешения, если мы проявим истинную любовь к Богу и ближним. Аминь.
Аудио: портал «Предание.ру»