ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА 1
ЕФЕСЯНАМ: 3:1–16: 1Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. 2Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, 3потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), 4то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, 5которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, 7которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его — kat¦ tѕn ™nљrgeian tБj dunЈmewj aЩtoа. 8Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благо-вествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны — № o„konom…a toа musthr…ou, — сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, 11по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. 13Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа наше-го Иисуса Христа, 15от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке…
3:1. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Да, для сего-то, для благовестия, для богатства, которое Господь Христос принес с неба для вас язычников. Ибо Своим сошествием с неба Он Собой принес наивечную и наидрагоценную тайну вечности и предвечности: Церковь Божию, а в ней и с ней все вечные Божественные, наднебесные, надхерувимские богатства, и призвал вас в нее, чтобы все это стало вашим, вашим навсегда во всей целостности вашей жизни в вечности. Подумайте, чего вы удостоены: Христом через Церковь быть вознесенными над всеми небесами, выше Херувимов и Серафимов, Ангелов и Архангелов, чтобы быть посаженными одесную Бога. И для кого это? Для вас, бывших язычников! Это наибольшее и самое удивительное чудо всех миров! это чудо не только для людей, но и для безгрешных умов Небесных — святых Ангелов: любовь Христова к вам, к людям вообще! Нет большего чуда, чем это; а если задуматься над чудом из чудес, то это и есть вечное всечудо! Простритесь перед ним, все человеческие сердца, исполненные бесконечных метаний, и растворитесь в радостном и прехвальном славословии! Взгляните, вы, некогда чужие всему Божию, становитесь через Церковь своими Богу, близкими Богу, родными Богу, становитесь членами Божиего семейства, бессмертного и вечного. И теперь вы собессмертники Христовы в вечности, ибо суть сыны Божии, ибо — сонаследники Христа: и все Христово стало вашим, вашим, вашим! — Может ли быть для вас большее благовестие? да и вообще может ли быть для людей нечто большее, чем это благовестие? Для проповеди этой благой вести язычникам меня, недостойного, избрал чудесный Господь Иисус и послал к вам (ср. Деян 9:15; 22:17–21). Ради этого благовестия вам я живу и умираю; каждый день с радостью умираю за него: страдаю от людей, страдаю от демонов, страдаю от евреев, страдаю от язычников. Но при всем этом я самый счастливый узник всех миров, ибо я узник всечудесного и всемилостивого Господа Иисуса: Он сковал меня сладкими оковами любви Своей, чудными оковами Своего благовестия, и я без устали и без страха проповедую Евангелие всем, а более всего язычникам. А когда ради Евангелия Христова становлюсь узником от людей, нет никого счастливее меня: да тем буду подражателем страданий чудесного Господа моего, которые Он претерпел ради меня, ради нас, ради всех нас (ср. Флп 3:10). А узник любви Христовой радуется оковам Христа ради. И вы все радуйтесь, когда сподобитесь оков Христа ради; радуйтесь наибольшему отличию, наивысшей почести. Эти оковы за Господа Христа суть самые драгоценные ваши украшения, ваши кольца, ваши ожерелья, ваши венцы! С их помощью покупается небо. Что еще скажем? покупаются небеса над небесами, покупаются все непреходящие сокровища, которые только Единый истинный Бог и Господь Иисус Христос может предложить и дать, и уже подает и мне, и вам, и всем, — подает через чудную Свою Церковь.
3:2. Савл — пламенный христоборец, Савл — неистовый христо-убийца, христоубийца вне всякого сомнения, ибо с упорством стремился уничтожить Христа и все Христово в душах всех хри-стиан; Савл — верховный христогонитель; Савл — ожесточенный христоненавистник; каким же образом такой Савл стал наиодухо-творенным поклонником и наинеустрашимым исповедником Христа как Единого истинного Бога и Господа и Спасителя, и Его наи-ревностным Апостолом? как он дошел до того, что ради Христа отверг все, так что все и вся, кроме Христа, почитал за тщету, за вздор, за сор (ср. Флп 3:7–8)? — Только чудом Божией вселюбви, рас-пустившимся в бесконечное множество чудес Божией благодати: ибо за первым чудом явления ему на пути в Дамаск воскресшего Господа Иисуса в Божественном сиянии, перевернувшим ему всю душу, все существо, последовали многие и многие личные, непосредственные явления воскресшего Господа, Который лично Сам открывал ему все тайны Своей Богочеловеческой личности, все тайны Своего Евангелия, все тайны спасения, все тайны всех миров, и Сам лично вручил ему Апостольство среди язычников в одном из тех “видений и откровений”, сказав ему: Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян 22:21). А сразу после первого Своего явления Савлу воскресший Господь явился апостолу Анании и, дав указание ему крестить Савла, сказал: Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израи-левыми (Деян 9:15).
Все это есть дело и домостроительство благодати Божией. Свя-той Апостол и называет свою проповедь Евангелия Христова до-мостроительством благодати Божией — № o„konom…a tБj cЈritoj toа Qeoа — (= икономией благодати Божией), ибо служит тому, что есть Божие: святым и спасительным тайнам Божиим. В Евангелии — все Божие, все — свято, все — спасительно, все — благодатно; все от Бога, все дар Божий, все есть благодать Божия. Ни в чем оно не от чело-века, не через человека (Гал 1:1). В нем все от Богочеловека и через Богочеловека: и святыни, и силы. А святой Апостол всем существом своим только служит им; ибо дано ему это от Самого Бога. Поэтому свое Апостольство он и называет домостроительством благодати, домостроительством тайны (ст. 9): служит он святому Откровению Богочеловека, которое все исполнено Божественных тайн и даров и святынь, — все с неба, хотя и все предназначено для людей на земле, ибо и они происходят с неба. Домостроительство благодати есть домостроительство тайны, предвечной тайны Божией, которая сошла в наш земной мир воплощением Бога Слова как Церковь и осталась в нем как Церковь, соединившая в себе небо и землю, ангелов и людей, Бога и человека, а тем самым и все тайны всех миров и существ. Вот почему служение Церкви и есть домостроительство тайны, домостроительство благодати: № o„konom…a tБj cЈritoj, № o„konom…a toа musthr…ou; в Церкви все есть тайна и все благодать. Но и сама жизнь в Церкви каждого ее члена есть домостроительство тайны и домостроительство благодати: ибо каждый из нас есть небоземное существо самим тем, что Церковью и в Церкви он сонаследник Христов, и еще: благодатное бо-гочеловеческое существо, которое становится таковым благодаря тому, что постоянно переживает себя благодатной богочеловеческой ячейкой, черпающей полноту своего существа в полноте Бо-гочеловеческого тела Христова, Церкви, и полноту жизни так же, в полноте Церкви; ибо каждый член Церкви живет через всех членов Церкви, через всех ангелов и людей, а прежде всего через Самого Богочеловека — Господа Иисуса, Который по безграничному Своему человеколюбию ради нас стал Церковью и ею даровал нам все, все, все — Божественные и богочеловеческие дары и силы. И христиане, живя в Церкви и Церковью, живут как добрые домостроители (= приставники, экономы) многоразличной благодати Божией — жj kalo€ o„konТmoi poik…lhj cЈritoj toа Qeoа” (1 Пет 4:10).
3:3–4. Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для чело-веческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, tХ must»rion toа Cristoа. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно — swmatikоj (Кол 2:9), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия — вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк 24:45), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек та-кого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: мне через откровение возвещена тайна — kat¦ ўpokЈlu¬yin ™gnwr…sqh moi tХ must»rion.
Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь по-грузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и бла-говестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой — noБsai tѕn sЪnes…n mou ™n tщ musthr…J toа Cristoа. А душа этой тайны — Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2 Кор 12:1). Для чего? Дабы открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф 3:9), дабы показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол 1:27), дабы возвещать тайну Христову (Кол 4:3).
3:5–7. Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопо-знания (ср. 1 Кор 2:10–12). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта — ўpeka¬lЪqh — святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? — чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, — sugklhronТma ka€ sЪsswma — и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал 4:7; Рим 8:17). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохра-няясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело — и множество сотелесников; одна Церковь — и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в кото-ром члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелес-ники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. — Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь” (2 Кор 1:20). — Отсюда, по слову святого Афанасия Великого: “Мы уже спасаемся как сотелесники Слова” 2.
Таким образом, апостол Павел стал слугой Божественного Еван-гелия по дару благодати Божией, а не по своим человеческим за-слугам. Для такого Божественного служения человеку необходимы Божественные силы, которые ему по мере необходимости подает и додает Сам Господь Евангелия. Служитель Евангелия Божия может успешно осуществлять свое домостроительство благодати Божией (Еф 3:2) только благодаря ее постоянной помощи и содействию. Наибольший труженик и ревнитель Евангелия Христова свое слу-жение Евангелию полностью приписывает действию благодати Божией и утверждает, что оно вверено ему действием силы Божией — kat¦ tѕn ™nљrgeian tБj dunЈmewj aЩtoа. И этот равноангельский служитель Божий смиренно говорит: “Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною” (1 Кор 15:10).
3:8–9. Святой Апостол считает себя наименьшим из христиан. Неужели он этим умаляет себя? — Нисколько. Ибо человек никогда не в силах достаточно умалить себя, когда сравнивает себя со Хри-стом. Для этого даже необязательно сравнивать себя со всечистым и всесвятым Господом, а достаточно просто рассмотреть себя в свете Христа. Освети себя Христом, рассмотри себя Им, оцени себя Им, и тогда тебе станет ясно, почему великий Апостол умаляет себя. И не только он, — то же делали и все святые от первого и до последнего. Вдумайся, Богочеловек Господь Христос есть норма и образец, и идеал, — осуществленный идеал совершенного человека; человека, каким должен быть любой человек вообще, все люди вообще. Вот почему и наичистейший человек чувствует себя перед Ним безмерно нечистым, и наисвятой — безмерно грешным, и наилучший — безмерно плохим, и совершеннейший — безмерно несовершенным, и наибольший — безмерно малым. Вот почему среди святых нет ни одного гордеца; вот почему нет ни йоты гордости ни в одном святом; безмерное смирение есть душа всякого святого. Богатство Христово в такой степени неизреченно, в такой степени неисследимо, — ўnexicn…aston — что любой человек в сравнении с Ним чувствует себя последним нищим. Однако наша радость состоит в том, что чудесный Господь Свое неизреченное богатство принес в наш земной мир, чтобы мы, люди, им обогатились. Этому нас учат, этому служат Его святые Апостолы; а прежде всех и больше всех — святой апостол Павел.
Что же представляет из себя неизреченное богатство Христово? — Это тайна Христова. А что есть она? — Богочеловек. А Он? — Церковь. Богочеловек низводит Собой всецелого Бога, со всеми Его бесчисленными и бескрайними совершенствами, с Царством небесным, с небом, с раем. И все, что Он воплотил в Своем Богоче-ловеческом теле — Церкви, Он оставил навек и в нашем земном мире: Церковью чудный Господь соединил в Себе все небесное и земное и таким образом осуществил вечный Божественный план целостного творения. Вот почему Церковь — неизреченное богатство Христово, неизреченное, ибо неисследимое. В Ней вся тайна Божия о всех существах и тварях всех миров. До появления Богочеловека на земле она была сокрыта в Боге. От Него Церковь обрела свое бытие и основание, Он через Церковь явил Себя роду человеческому и показал, что Церковь не имеет другого предназначения, кроме служения этой тайне. А в Церкви этой тайне прежде всех и больше всех служат святые Апостолы. Им дана великая благодать благовествовать эту тайну и открывать всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.
3:10. Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? — А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта мно-горазличная премудрость Божия. Церковь земная своим неизре-ченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небес-ных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочело-веческим телом Христовым, бытие которого на земле, — живут Церковью. Ибо и они — члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? — Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи — leitourgik¦ pneЪ¬ma¬ta, и служат спасающимся в Церкви (ср. Евр 1:14). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос, со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом — Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь — это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. 1 Пет 1:12).
3:11–12. Все это так, ибо есть предвечное определение Божие, которое Бог Слово исполнил Своим воплощением и богочеловече-ским домостроительством спасения. От начала и до конца все в этом определении непреходяще и логосно, исполнено многоразличной премудрости Божией. А с момента, когда Бог Слово стал человеком, стал жить и действовать как Богочеловек, в нем все богочеловечно. А значит и доступно для людей. Став человеком, Бог Слово соделал возможным нам как человеческим существам доступ к Себе. До этого, далекий от людей из-за их грехов, Он стал им близок вочеловечиванием Своим, стал доступным, своим, сочеловеком и собратом, спасая нас от греха, смерти и диавола (ср. Евр 2:14–18). С тех пор мы имеем дерзновение и доступ к Нему через веру в Него. Почему в Него? Потому что под верой понимается все Богочеловеческое домостроительство спасения мира, которое от начала и до конца совершил лично Он как Богочеловек: основатель и совершитель веры (Евр 12:2). Дерзновение к Нему подает нам Его бескрайнее человеколюбие; ибо Он безгранично милостив, особенно к грешникам; и чем грешнее, тем сильнее, безграничней, Божественней Его милосердие, тем трогательнее, умилительней и преизобильней Его жалость.
3:13. Страдать ради такого Бога и Спасителя — это радость и слава для человеческого существа. Быть в скорбях ради Него, быть и в оковах ради Него — это благовестие для человеческой природы, благовестие и спасение. Радостный свидетель этого для нас — святой апостол Павел. Какие только муки он не претерпел с радостью за чудного Господа Иисуса! А какие за тех, кого он приводил к вере в чудесного Господа Иисуса! Вот и ефесским христианам он пишет: Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава, ибо все это ради вашего спасения, а в спасении обожение, а в обожении вся слава человеческого существа, бессмертная, бесконечная и вечная.
3:14–15. Святой Апостол благовествует тайну Христову, открыва-ет неизреченное богатство Христово. Что же еще требуется? — Чтобы люди усвоили это. Ради этого святой Апостол и преклоняет колена пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, дабы даровал им необходимые Божественные силы для подвига, без которых люди не в состоянии совершить этот спасительный подвиг. Главное при этом — приобрести Господа, принять Его в себя и жить Им. Ибо Он все и вся для существ небесных и для существ земных: от Него именуется всякое отечество на небесах — это для Ангелов, и всякое отечество на земле — это для людей; Он есть глава этой огромной семьи. С тех пор как существует Церковь, тело Его, Он — глава тела Церкви, а Ангелы и люди составляют одну семью, Его семью. Может ли быть иное благовестие, исполненное большей радости и чести?
3:16. Без Божественной крепости христиане не могут жить Бо-жественной, евангельской жизнью, не могут преуспевать в ней. Для всего богочеловеческого человеку необходима помощь Божия. Хочет ли человек совершить что-либо богочеловеческое, он может совершить это только вместе с Богом, только с помощью крепости Божией. Только облеченные силою свыше (Лк 24:49), божественной силой Духа Святого, люди могут жить евангельски на земле. Вот почему Спаситель на Тайной Вечери открыл великую Божественную истину о Духе как о Совершителе и Завершителе спасения че-ловеческого с помощью Евангелия (ср. Ин 14:16–17,26; 16:7–13). Дух Святой подает людям благодатные силы, чтобы они могли иметь прочную жизнь во Христе по Евангелию и утверждаться во внут-реннем человеке, христоподобном и вечном. Внутренний, христо-подобный человек рождается в людях от их благодатного сочетания с Господом Христом: их дух сочетается благодатью с Его Духом, Духом Святым: Им мыслит, Им живет, Им осуществляет всю свою жизнедеятельность. И таким образом растет возрастом Божиим (Кол 2:19), утверждаясь всякой силой Божией во внутреннем человеке (ср. Кол 1:11).
Без Святого Духа дух человеческий распадается и расточается через грех в бесчисленное множество смертей, в бесчисленное множество небытия и псевдобытия. Ибо здесь имеет силу всеистинное слово Спасителя: Кто не собирает со Мною, тот расто-чает (Лк 11:23): расточает душу, расточает совесть, расточает волю, расточает всецелое существо свое. Наш внутренний человек, со-зданный богоподобным, слабеет, иссыхает, увядает, умирает от всего греховного, смертоносного, демонического; наоборот, укреп-ляется и утверждается в бессмертии, когда евангельской верой устремляется ко Господу Духом Святым. Тогда он собирается, об-ретает целостность и постепенно благодатью святых таинств и святых добродетелей укрепляется Христом Богом: укрепляется его душа, укрепляется ум, укрепляется совесть, укрепляется воля до всепобедительной божественной крепости, осуществляя евангель-ское благовестие и заповедь: Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его (Еф 6:10): ибо в этом мире, в котором пребывает диавол, необходимо быть укрепленным Христом Богом, чтобы его победить. А укрепляясь евангельской жизнью в Господе и могуществом силы Его, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его (Кол 1:11), вы обретаете крепость от любой смерти и от всего смертоносного, крепость от любого греха и от всего греховного, крепость от любого демона и от всего демонского. Тогда ничто греховное и демонское не может совладать с вами и подвести к смерти, из которой нет воскресения. Ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор 6:17).
Перевод с сербского
протоиерея Игоря Вострикова
Примечания
- Перевод выполнен по изданию: Отац Jустин Поповиђ. Òóмацење Посланице Ефесци-ма светог апостола Павла. Београд, 1983. Архимандрит Иустин (Попович, *1894–†1978) канонизирован Сербской Православной Церковью в 1993 г. В нашем журнале по соображениям объема публикуются лишь фрагменты “Толкования”; полностью перевод будет опубликован отдельной книгой в издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ↩
- Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 2. М., 1994 (репринт). С. 342. ↩