Над прошедшей 11 июля в Москве акцией «Православный F.A.Q» размышляет священник Константин Камышанов.
В 2005 году вышла книга Иванова С.А. «Блаженные похабы: Культурная история юродства» Книга спорная и написана неверующим человеком. Однако, есть ряд моментов, которые он осветил объективно. Приведено много любопытных исторических фактов. История юродства делится на две ветви. Одна – юродство как святость. Другая – как бизнес или хулиганство. Все эти ветви – как часть существования Церкви. Есть вещи, которые косвенно свидетельствуют о жизни. Например, мертвый не болеет насморком. Так и это всегдашнее похабство – паразит церкви, живущий на ней не одно столетие.
В девятнадцатом веке в России вышла книга еще более спорная «26 московскихъ лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков» из которой мы видим, что произошедший перфоманс лежит в русле традиции. К сожалению.
Отношение к ним в России было разным. Петр Первый велел их дубасить, и количество блаженных и кликуш почти сошло на нет. Потом на их проделки смотрели сквозь пальцы и компания тогдашних Энтео расцвела.
Наша страна — не Россия, как Греция — не Эллада, а Джумхурийят Миср аль-Арабийя — не Египет. Дворяне у нас липовые, государи — самозваные, а юродивые – истинно похабы. Даже больше – пошляки. Ведь пошлость – это форма без содержания.
Московский перфоманс с православной символикой – типичная похабщина. Их можно пороть как при Петре, их можно принимать всерьез, но они, очевидно, поднялись как тени забытых предков надолго.
Первыми были группа «Война». Они долго шли к успеху. Успех их очевиден, так с их данными им никогда не светила бы ни популярность, ни деньги, ни модное гражданство, ни сочувствие публики.
Этот новый «F.A.Q.» – продолжение темы хоругвеносцев и Пуссей в одном флаконе. Они не умеют жить по-другому. У них нет талантов. На перезахоронении останков генерала Деникина я видел румяного молодца в черной форме времен гражданской войны. Он стоял под прицелом объективов совершенно счастливый. И его нельзя ругать. Ну, не умеет он больше ничего, как только нарядиться и стоять, не шевелясь. А славы хочется.
Посмотрите на жалкую графику «икон» и ужасный шрифт плакатов. Все очень непрофессионально, кургузо и больше похоже на выставку-продажу шаурмы. Оно так и есть. Люди торгуют тем, на что только способны – похабством.
В отличие от тех оригиналов-индивидуалов, нынешние собрались в организации, что значительно увеличивает их возможности. Они додумались до того, что будущий доход должен основываться на сегодняшних вложениях. Поэтому шоу и навесы с киосками кто-то оплатил.
Пусси тоже не сразу пришли к успеху. Годы непосильного труда в полной безвестности были тяжелы. Вероятно, что их продолжатели учтут это обстоятельство и будут еще долго пачкать Москву своим бездарным творчеством в ожидании фортуны.
Спорить с ними – все равно что писать на стенках туалета прописные истины. В стране теперь никогда не будет одного мнения. Но должен быть один закон – как регулятор эгоизма личности, стремящейся в насилии или хамстве к бесконечности. Государство – это такое же важное изобретение, как колесо, самолет или музыка. Как бы не органично ни выглядела собачка, испражняющаяся на газоне, и как бы это ни нарушало гармонии природы, но в нормальном обществе собачкам гадить на тротуарах, газонах и площадях городов не разрешают. Тем более, если гадит дяденька — это некрасиво. Конечно, православным то и дело предлагают улыбаться при виде дяденек и тетенек со странными наклонностями, но не будет беды и греха, если их заставят убрать за собой.
Ведь когда-то надо становиться цивилизованными. Нехорошо жить в грязи.
Похабам надо разрешать дурачиться в строго отведенных местах, типа Гайд-Парка, где они и им подобные могли бы устроить рынок своих талантов и пригласить поклонников.
Мнения об акции:
Диакон Андрей Белоус: Границы миссии и дети папы Борджиа
Священник Святослав Шевченко: Игры в политический протестантизм
Сергей Худиев: Говорить о Христе прямо