Торжества в обители преподобного Саввы
В самом конце 14 века князь Юрий, сын Дмитрия Донского, крещеный преподобным Сергием Радонежским и окормлявшийся в Троицкой Лавре с самого рождения, попросил духовника братства, священноинока Савву, уйти с ним в Звенигород. Князь мечтал основать в своих землях обитель, не уступающую той, что взрастила его самого, и даже подобрал для будущего монастыря место – живописную гору Сторожу.
Планам благочестивого князя суждено было сбыться. Очень скоро пришедший в Звенигород отец Савва собственноручно поставил на горе деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
А вскоре, после успешного похода на булгар, предпринятого по благословению игумена новой обители, князь выделил монастырю много золота, деревень, а также свободу от дани и пошлин для проживающих на монастырских землях крестьян. Тогда же на месте деревянной церкви был воздвигнут большой белокаменный собор.
Подчинив жизнь братии строгому общежительному уставу, игумен Савва удалился в находящуюся неподалеку пещеру, где проводил время в молитве, посте и трудах. А в третий день декабря 1407 года отошел ко Господу.
С тех пор прошло ровно 600 лет. Многое пришлось пережить обители. Первыми событиями, отмечающимися и по сей день, стали канонизация преподобного Саввы Сторожевского в 1547 году и обретение его нетленных мощей в 1652.
Позже – два чудесных явления святого, сильно повлиявших на ход истории обители. Первое произошло, когда царь Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах и вдруг оказался один на один с медведем. Уже мысленно попрощавшись с жизнью, Государь увидел монаха, явление которого заставило медведя уйти. Старец представился Саввой и исчез. Спасенный царь тщетно искал монаха среди братии, но, лишь увидев образ Преподобного на иконе, понял, кто именно спас его от смерти. Немудрено, что сразу после этого события Алексей Михайлович взял монастырь под свое попечение.
Второе явление преподобного произошло в 1812 году, когда в монастырь вошли войска Наполеона, обычно разорявшие все православные святыни. Ночью командующий Эжен Богарне как наяву увидел старца, который попросил его не трогать храм и мощи, пообещав возвращение на родину целым и невредимым. С утра Богарне посетил Рождественский собор, долго смотрел на лик святого, поклонился мощам и приказал опечатать храм и приставить охрану.
Во время всей войны с головы Богарне не упало ни единого волоска (хотя однажды под ним была убита лошадь), он вернулся в свое отечество и перед смертью завещал сыну поклониться мощам в Саввино-Сторожевском монастыре России. Потомки наполеоновского военачальника приняли Святое Православие.
Монастырь не избежал горькой участи, постигавшей православные святыни в годы безбожной власти. Обитель была разгромлена, мощи преподобного поруганы и вывезены на Лубянку, а 35-тонный колокол, отлитый в 1667 году (именно о нем рассказывает в своем фильме «Андрей Рублев» Тарковский) – разбит…
Казалось, ничто не сможет вернуть былого величия. Но предсказание преподобного («я покину свою обитель, но вернусь»), сбылось: в 1985 году мощи оказались в Спасо-Даниловом монастыре Москвы, а 1998 – были переданы в Саввино-Сторожевский монастырь, который вернули Церкви тремя годами раньше. Обитель начала возрождаться и сейчас монастырь живет вековыми традициями: это высокодуховная общежительная жизнь братии, 500 тысяч паломников в год, молитва в пещере преподобного Саввы (на территории скита), приют для мальчиков. И, что немаловажно, Звенигород вновь стал местом «царского» богомолья. И если в прежние века это слово не нужно было брать в кавычки (ведь сохранившиеся Царский дворец и Царицыны палаты монастыря помнят практически всех русских государей), то сейчас под словом «царский» мы понимаем «высший» — монастырь посещал нынешний глава государства, Президент Владимир Путин.
Прошедший год – Юбилейный, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца.
Торжества, праздничные Литургии, конференции, фестивали, выставки… Чего только не вместил в себя этот год, который начался 16 декабря 2006 года в Звенигороде и должен закончиться 19 декабря 2007 года Торжественным актом «Утверждение Царствию» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Но год – он и есть год, мало у кого горения души хватит на такое время. Поэтому для многих самым памятным и по-настоящему центральным днем стал день преставления преп. Саввы.
Уже на Всенощной храм не вмещал всех паломников, желающих приложиться к мощам и помолиться в храме, где 6 веков назад был погребен Преподобный. В воскресенье же Звенигород напоминал историческую хронику. Я ехала в автобусе и считала временные посты ГИБДД. За короткое расстояние от Липок до монастыря насчитала девять (представляю, какая картина предстала паломникам, ехавшим из Москвы). Множество машин и автобусов с номерными знаками «всея Руси» на организованных стоянках, сотрудники ФСО (наглядно демонстрировавшие государственное возрождение Господствующей Церкви), раскинувшиеся шатры с горячей едой и счастливые обладатели пригласительных билетов…
Вся эта суета говорила, напоминала и как будто бы кричала: «Это уже не времена советской власти, когда монахи Троице-Сергиевой Лавры тайком приезжали в этот день в закрытый монастырь, умоляли работников музея открыть им Рождественский собор и пели Тропарь и Величание Преподобному. Это возрожденная Россия, где день преставления ее молитвенника – общенародный праздник, организованный со всероссийским размахом!»
В тот день Божественную Литургию отслужил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , и к Святому Потиру выстроилась череда из сотен причастников. Для всех молящихся это был настоящий праздник!
И я стояла в толпе, когда позже из трапезной выходил Патриарх, а ожидавший его народ, прильнув к ограждениям, на одном дыхании выдохнул: «Батюшка, благослови!» И какое-то было секундное замешательство (мол, к Патриарху же не так обращаются), но Святейший благословил, и многие заплакали. А мгновение спустя, когда Патриарх покидал обитель, все как один грянули «Многая лета!»
Преподобный отче наш Савво, моли Бога о нас!