Торжество Православия. Чем опасны слова «Православие или смерть»
8 марта 2009 года, в первое воскресенье Великого поста, когда отмечается Торжество Православия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архипастыри Русской Церкви, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле, духовенство Москвы.
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся богомольцам с проповедью.
Его Святейшество рссказал собравшимся в храме об истории борьбы Церкви с иконоборческой ересью и о том, как в память окончательного осуждения этой ереси было принято решение в первую Неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать Торжество Православия — победу над иконоборчеством, а вместе с этим – победу над всеми ересями, которые сотрясали жизнь Церкви в первом тысячелетии.
Предстоятель Русской Православной Церкви с сожалением напомнил, что и во втором тысячелетии по Рождестве Христовом возникали попытки разделить Церковь, исказить православное вероучение. Подобные попытки не прекращаются и сегодня, вот почему для верующих праздник Торжества Православия – «это не столько подведение некоего итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод обратиться к Господу с горячей молитвой, чтобы никакие ереси, разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией».
«Каждый православный человек должен понимать, что именно лежит в основе церковных разделений, – сказал далее Его Святейшество. – В нашем обычном представлении слово »еретик» является синонимом разбойника. Так было и в древности: один из еретических соборов, который отрицал присутствие в Сыне Божием человеческой природы, вошел в историю Церкви как »разбойничий собор». Однако несмотря на то, что для верующих еретик – это разбойник, надо помнить: среди еретиков было очень много благочестивых людей, горячих в вере, ревностных. И в самом деле, разве за реальным разбойником, за распутником, за грешником пойдут тысячи? Люди идут за сильным вождем, который умеет убеждать и который может показывать пример в жизни. Большинство еретиков были такими сильными церковными вождями, имевшими огромный авторитет среди народа».
«За небольшим исключением еретических движений первого и второго веков, а также за исключением новейших сект, основные еретические движения древности были связаны с попытками оградить Православие, сохранить его чистоту, дать людям более ясное понимание догматов», – отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Так, Арию казалось необходимым приблизить понимание Воплощения Христа к менталитету, знаниям, мироощущению тогдашних людей, — добавил Его Святейшество. — Он считал, что если о Христе говорить как о творении, это больше соответствует Священному Писанию и будет принято народом, а значит, и вера станет крепче».
Подчеркнув, что Арий был движим добрыми намерениями – защитить веру, Его Святейшество сказал, что и все последующие еретические движения стремились к тому, чтобы защитить веру, сохранить ее чистоту. «Несторий, который верил в то, что родился от Девы Марии не Бог, а человек, лишь постепенно возвысившийся до Божественной высоты, говорил и учил так убедительно, что до сих пор существуют его последователи, – продолжил Святейший Владыка. – Нам, православным людям, живущим в России, это имя известно лишь из учебников истории, никому в голову не приходит думать о ереси Нестория. А когда я был в Ираке еще до последней страшной войны, встречался с местными христианами и обнаружил: большинство из них почитает Нестория». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поведал, как в такси неожиданно вступил в богословский спор с иракским водителем, который утверждал неправомерность употребления нами слова «Богоматерь» по отношению к Деве Марии, как это в далеком IV веке утверждал и Несторий. «Наверное, если бы слова были неубедительными, а жизнь была бы греховной, люди не следовали бы за Несторием», – отметил Его Святейшество.
«Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры?», – спрашивает Святейший Патриарх Кирилл и дает ответ: «Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви. Это мы хорошо знаем из нашей жизни: семья распадается, супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей тогда, когда из семьи исчезает любовь… Там, где нет любви, нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви».
«Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что он борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти в бой и на разделение Церкви, готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке… мы не находим любви, а только гнев, – это первый признак еретика, »волка в овечьей шкуре», подобного Арию, Несторию и многим другим, что горячо проповедовали, не имея любви в сердце и готовые ради своей правоты идти на разделение церковной жизни»,– сказал далее Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Если от такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которая обрушивается на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: »Православие или смерть!», — нужно опасаться подобных проповедников», – убежден Святейший Владыка.
«Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!” Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!”, потому что Православие – это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же – это тлен, результат грехопадения и диавольского действия», – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви и добавил, что в наши дни время от времени появляются лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие и его чистоту и повторяют этот опасный, ложный и внутренне противоречивый лозунг «Православие или смерть!».
«В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит диавольский огонь гордыни, стремления к церковной власти, к разрушению церковного единства, хотя внешне все может рядиться в добрые одежды, благочестивую внешность», – продолжил Его Святейшество, отметив, что иногда и на приходах возникают разделения среди духовенства и мирян; нередко они связаны с борьбой за некое первенство и власть в приходе: «Мы знаем, как могут разделиться прихожане, группируясь вокруг одного или другого священника. Почитание того или иного пастыря и любовь к нему законна, а разделение во имя любви – греховно, потому что где есть любовь, там не может быть разделений».
«Мы должны хранить не только единство Вселенского Православия от каких либо ересей и расколов, мы не только как зеницу ока должны хранить единство нашей Поместной Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой, мы должны хранить единство наших приходов, монастырей, помня самый главный критерий оценки деятельности любого церковного деятеля от Патриарха до мирянина, – любовь. Есть любовь – есть Христос. Нет любви – нет Христа», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В заключение Его Святейшество пожелал богомольцам назидаться примерами прошлого, вдохновляться подвигом святых отцов семи Вселенских Соборов, которые защищали и поддерживали единство Церкви Христовой, и призвал всех хранить единство Церкви, утверждая в основе церковной жизни Богом определенный закон любви.
Источник: Служба коммуникации ОВЦС