Исторический смысл праздника Торжества Православия известен: он связан с преодолением иконоборчества. Это был тяжелый период в истории Церкви, когда даже сами верующие, в том числе и императоры и епископы, уклонились в эту ересь, основанной на буквальном понимании ветхозаветной заповеди «не создавай себе кумира». Логика иконоборцев состояла в том, что икона — и есть то самое запрещенное к изображению Моисеевым законом «подобие», а следовательно, поклоняться ей нельзя.
К этому моменту в Церкви уже существовала многовековая традиция почитания икон и Креста Господня: им составлялись службы, перед ними молились, через них люди получали помощь от Господа и святых. Но это не помешало возобладать ереси иконоборчества, кстати говоря, всегда остающейся актуальной: даже в наше время почти все протестантские деноминации и общины отрицают иконы ровно на том же основании, что их древние предшественники.
Пагубность этой ереси была многократно показана Отцами и Учителями Церкви. В их рассуждениях приводилась очень простая логическая цепочка. Закон был дан Моисею до воплощения Христа — и совершенно правильно, что изобразить Бога, Который есть Дух, чувственным образом невозможно. Но с тех пор произошло величайшее событие в истории — воплощение Спасителя, Сына Божия, воплощение в человеческом облике. Христос, Сын Божий, явился в мир в образе человеческом. Любого человека можно изобразить. Поэтому если мы категорически заявляем, что Бога нельзя изобразить, держимся буквального толкования Ветхозаветной заповеди, мы тем самым отвергаем Боговоплощение. А это уже не имеет ничего общего с христианством.
Доводы очень простые, но услышаны они, тем не менее, не были, и почти целое столетие Церковь потрясали споры, доходившие даже до кровопролития. Изгонялись православные архиереи и простые христиане. Существует много известных историй о том, до чего доводили эти споры: например, к тому периоду относится рассказ об Иверской иконе Божией Матери, из лика Которой потекла кровь, когда воин из числа иконоборцев бросил в образ копье.
В конце концов, как мы знаем, истина восторжествовала, и на VII Вселенском Соборе была раз и навсегда утверждена истина иконопочитания. И в связи с этим положившим конец раздорам в Церкви событием был утвержден праздник Торжества Православия, совпавший по времени с первой неделей Великого поста, который мы и празднуем уже более тысячи лет.
Но это лишь историческая канва событий. А духовный смысл праздника связан с нашим пониманием: что есть торжество Православия?
Если мы задумаемся над самим этим словосочетанием, мы можем испытать некоторое недоумение: о каком торжестве Православия может идти речь в современном мире? Верующих — ничтожно мало. Вера в нас еле теплится. Мир все быстрее катится к порокам и страстям, а через них и к своей погибели.
Таково движение истории. Где здесь увидеть торжество Православия?
Чтобы понять духовный смысл этого торжества, вспомним евангельские слова: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.,1:5).
Если в темной комнате зажечь маленькую свечу — свет будет светить, и комната больше не будет темной.
Если загорается даже самая маленькая звезда, то, казалось бы, бесконечное темное пустое пространство уже не темное и не пустое. Тьма не может объять этого света.
Так же происходит и с Церковью в мире. Само бытие, стояние в вере и внутреннее борение любого верующего христианина, несмотря на то, что весь мир катится в прямо противоположную сторону, к безбожию и греху — как горение этой свечи и этой звезды. Пока хотя бы некоторые люди находят себе силы противостоять тьме — это уже есть торжество Православия в душе конкретного человека и во всем мире. Пока мы хоть сколько-нибудь верим, пока Господь дает нам для этого силы — мы несем свет православной Христовой веры в окружающую жизнь.
Ибо пока есть хоть одна верующая душа — есть надежда и для этого мира.
Записала Мария Сеньчукова
Читайте также: