Традиционные ценности в предпринимательстве: итоги круглого стола
Выступления на Круглом столе «Традиционные российские ценности в предпринимательстве: история и современность» открыл Сергей Глазьев, Советник президента Российской Федерации, Академик РАН.
«То, что наши люди не довольствуются только денежным мерилом успеха – наше преимущество»
По мнению Сергея Глазьева, существующая система регулирования экономики поощряет недобросовестные антисоциальные виды бизнеса. Советник президента напомнил о документе, который был разработан более пяти лет назад по поручению Святейшего Патриарха Кирилла «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».
Процитировав первый пункт документа, «не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», Сергей Глазьев отметил, что при нынешней системе макроэкономического регулирования трудно требовать от наших предпринимателей заботиться о благе ближнего, если вся прибыль уходит в проценты за кредит. Процентные ставки выжимают из предприятия оборотный капитал. Сергей Глазьев посетовал на то, что бизнес ориентируют на достижение краткосрочной сверхприбыли, а государство не обеспечивает защиту тем, кто ориентирован на долгосрочные перспективы. Культура долгосрочных деловых отношений между государством и бизнесом, по его мнению, не может развиваться на доверии. Доверие в свою очередь подрывается нестабильной кредитной ставки. Экономическое регулирование сейчас игнорирует рекомендации РАН, — сказал Сергей Глазьев, являющийся академиком РАН.
«Те свойства нашей культуры, которые связаны с ориентацией нашего человека на поиск смысла жизни, на творческую самореализацию, то, что наши люди не довольствуются только денежным мерилом успеха – это не наш недостаток, как считают монетаристы, а наше преимущество», — заключил он.
«Православный – не профессия»
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви начал свое выступление с притчи.
«Поскольку по одному из своих образований я – журналист, позволю себе начать несколько легкомысленно, и напомню вам одну притчу, чтобы не использовать слово анекдот:
Предприниматель умер и предстоит перед известными дверями. Поскольку это был православный предприниматель, он уверен, что его посмертная учесть вполне предопределена, а его не пускают и говорят, что ему в другое место. «Нет, вы не понимаете, я православный предприниматель», — объясняет он. «Мы очень хорошо вас знаем, проходите, куда вас отправляют», — отвечают ему. Предприниматель возражает: «я восстановил десять церквей, построил три монастыря, я столько денег потратил на Церковь… В ответ ему звучит гениальная фраза «деньги мы вам вернем».
«Мы очень часто используем это определение «православный предприниматель», причем не только применительно к предпринимателям, а к любой профессии», — сказал Владимир Легойда. «Что значит «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25).? Понятно, что это непросто».
«Важно не забывать, что православный – мировоззренческая категория, она не может относиться к профессии, она относится к человеку. Когда мы говорим «православные предприниматели», «православные врачи», не нужно думать, что эти люди делают все «православно». Они носят православные галстуки, у них православные костюмы… Так мы договоримся до православных летчиков, которые по-православному выполняют петлю Нестерова», — отметил председатель СИНФО.
По мнению Владимира Легойды, человек должен менять не профессиональные принципы работы, а менять содержательно себя. Не надо менять профессию, чтобы она стала православной, надо менять себя, чтобы в этой профессии оставаться христианином.
Владимир Легойда призвал предпринимателей не забывать о человеческом достоинстве и не использовать человеческие слабости. «Нет никакой предпринимательской христианской морали, существует Евангелие, по которому мы должны стараться прожить свою жизнь», — отметил он.
На вопрос «какого человека можно назвать успешным?» Владимир Легойда ответил, что «нельзя назвать успешным человека, который превращает мир вокруг себя в пустыню».
«Бизнес, который не стремится к прибыли, самоуничтожается», — сказал председатель СИНФО о целеполагании бизнеса, отметив, что, по его мнению, очень важно понимать, — будут ситуации выбора, в которых выбирать придется не в сторону прибыли.
Владимир Легойда отметил также недопустимость нищеты людей с учеными степенями и профессорскими званиями. «Я помню, как меня душили слезы, когда я оказался в квартире у очень известного профессора, члена-корреспондента Академии наук, мне было ужасно стыдно. Мы не можем допустить, чтобы человек, который столько дал нашей стране, так жил». «Вы можете спросить «причем тут мы?», — заявил Владимир Легойда, — «Мы все здесь причем», отметив, что нельзя сводить результаты образования к экономической эффективности.
Мария Захарова, директор коммуникаций и социального развития Группы компаний «Новард» рассказала о проекте рабочей комиссии «Опора-Созидание», отметив, что проект – это большой круг единомышленников и партнеров, которые его поддерживают. Среди задач проекта – сохранение популяризации исторического наследия, разработка и продвижение российской модели бизнеса, основанной на традиционных ценностях, популяризация благотворительности.
Владислав Жукович, председатель Союза православных предпринимателей сказал, что ситуация для малого и среднего бизнеса сейчас складывается не в лучшую сторону, существуют системные проблемы, описав региональные проекты Союза православных предпринимателей, призвав реализовать всестороннюю поддержку в реализации модели ценностноориентированного предпринимательства.
Александр Дударенко, глава Общества купцов и промышленников напомнил о нашем опыте промышленников по созданию идеальных условий рабочим, отметив, что забота о рабочих и служащих – часть российской предпринимательской традиции.
Андрей Илиопуло, член Президиума «Опоры России», президент Группы компаний «Новард» в центр выступления поставил вопрос о том, «что такое успех в бизнесе?». «Успех с точки зрения западной модели – это финансовый результат, капитализация, доля рынка», — отметил Андрей Илиопуло, — «на мой взгляд, основная разница между западным и российским подходом может заключаться в том, что материальные и нематериальные факторы занимают разные позиции. Материальные факторы в западной модели очевидны и являются главным двигателем в предпринимательской деятельности, то для российского предпринимателя исторически нематериальный фактор, иррациональное отношение к бизнесу, превалирует».
Виктор Семенов, один из учредителей холдинга «Белая Дача» и один из основателей движения «Русь Православная» продолжил тему связей ценностей и бизнеса. Виктор Семенов сказал о необходимости создания морального кодекса предпринимателей, отметив, что в каждой религии базовые ценности примерно одинаковы.
«Государство должны стимулировать объединение предпринимательства в союзы и ассоциации», — заявил Виктор Семенов, предложив изгонять из подобных ассоциаций нечестных предпринимателей, производящих, например, контрафактный продукт. «Разгильдяй – это тот, кого изгнали из гильдии. Тот, с кем никто дела не имеет», — напомнил Виктор Семенов.
Андрей Диваев, руководитель проекта блока по инновациям Компании «Росатом» опроверг миф о том, что русский народ «ленивый и некреативный», приведя в пример русской креативности самолет «Илья Муромец», лучший бомбардировщик Первой Мировой войны и первый пассажирский лайнер.
«Традиционные ценности – та сила, которая может бизнес объединить. Если говорить о регионах, то это – создание клубов православных предпринимателей. Православное предпринимательство может стать опорой для власти», — сказал руководитель Ассоциации рестораторов и руководителей общественного питания Липецка Андрей Плотников.
«Можно сочетать ценностный и прагматичный подходы», — поделилась директор некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова, отметив, что нельзя компенсировать неправедное ведение бизнеса благотворительностью и социальными проектами. «Наша задача – задуматься о том, как сочетать подходы и открыть малому бизнесу ворота к социальной ответственности», — заключила она.
Видео: Виктор Аромштам
Фото: Иван Джабир