Иерусалим в пределах МКАД
Небольшая комната с каменными стенами и давящим сводом. Со стены свисают кандалы. Единственный источник света — горящая лампада и восковые свечи. Мы в точной копии темницы, где провёл свой последний земной день Иисус Христос.
В нижнем приделе Покровского храма, посвящённом Архангелу Михаилу, создана «Икона Святой Земли». Здесь собраны точные копии главных православных святынь: Вифлеемский престол, Темница Господа, Голгофа, Камень помазания, Гроб Господень, Гробница Богородицы, Водонос из Каны Галилейской и колонна Благодатного Огня.
— Копии выполнены из тех же материалов. Недалеко от Иерусалима находится карьер, в котором добывали мрамор для работ, — рассказывает староста храма Павел Гончаров.
Уже в Москве при освящении копий были заложены частички тех святынь, чей образ они повторяют. В основание Голгофы положена частичка Голгофского камня, а в основание Камня помазания — земля со святых мест.
Неожиданная инициатива
Архитектурный проект храма не предполагал создания арок. Но когда строители отливали в бетоне цокольный этаж, им пришло в голову добавить в проект две ниши, причём разных размеров. Настоятель архимандрит Мелхиседек долго думал над этой неожиданной инициативой и в конце концов благословил. Идея разместить в храме копии иерусалимских святынь возникла только через полгода. Когда группа отправилась делать замеры в Святую землю, все удивились: арки, в которых находятся Голгофа и Вифлеемский престол в Иерусалиме, по размерам совпадают с нишами в московском храме.
— Тогда стало понятно, что это промысел Божий. Сделать эти арки в железобетоне задним числом было бы невозможно, — говорит Павел Гончаров.
Византийская мозаика
Второе чудо находится в верхнем Покровском храме: 2,5 тыс. кв. метров стен выложены византийской мозаикой. Грандиозная работа идёт шестой год и близится к концу: осталось кое-где выложить орнаменты. Здесь работали 50 мастеров. Мозаику складывают из кусочков смальты, мрамора, оникса.
— Создаётся основа, на которую наносится рисунок, и по рисунку на специальный раствор путём вдавливания выкладывается мозаика. Затем «полотно» сохнет три-четыре дня. Далее композицию монтируют на стене, — объясняет художник мозаичной мастерской Екатерина Марьяскина.
Во время работы постоянно звучит молитва. Сейчас художники трудятся над ликами апостолов: на стене висит крупное полотно с прорисованным эскизом будущей мозаики. Каждый образ подписан: Павел, Филипп, Матфей. Главные орудия мозаичиста — пинцет, которым он аккуратно укладывает мозаику, и щипцы, с помощью которых камням придают нужную форму. Если фон и орнамент выкладывается крупными кусочками смальты, то лики кладутся мелким чипом: камни расщепляют. При умелой работе художника мозаичный образ можно принять за иконописный лик, настолько тонкая работа.
Образцами для создания мозаик в Покровском храме послужили настоящие шедевры византийской мозаичной живописи: соборы Сан-Марко в Венеции (XI в.), Дафни близ Афин (XI в.), в честь Рождества Богородицы в Монреале (Сицилия, XII в.), Софии Киевской (XI в.).
Благотворителей — сотни тысяч
Третье чудо этого грандиозного строительства в том, что оно финансируется только на пожертвования. Нет ни одного рубля из бюджета или от крупной компании. Свою лепту внесли 635 тысяч человек и тысячи небольших фирм.
Очень важно было показать людям, на что они отдают деньги. Любой мог пожертвовать 250 рублей на возведение стен будущего храма, за это обещали заложить в стену кирпич с именем жертвователя.
— В акции поучаствовали 250 тысяч человек! Мы поступили просто: за каждую подпись кирпича платили рубль. Так собрались люди, которые за небольшую плату это сделали. Зато мы честно выполнили своё обещание, — говорит Гончаров.
Ещё 50 тысяч человек обеспечили золочение центрального купола сусальным золотом. В основании копии иерусалимских святынь замурована капсула с именами жертвователей. Однако главное, что их имена будут поминать во время каждой Божественной литургии словами особого прошения «о строителях, благотворителях и благоукрасителях святого храма сего».