На восстановление храма собрали пожертвований на сумму более 800 миллионов евро. Сразу после пожара президент Франции Эммануэль Макрон заявил, реконструкция завершится к 2024 году, а собор станет «еще краше».
— Будет ли собор прежним или восстановить его таким, какой он был, не получится?
— У собора довольно долгая история. Поэтому тут очень сложно говорить о том, будет ли он прежним. Просто потому что его облик и так менялся неоднократно. Тот Нотр-Дам, который люди наблюдали последние 130 лет, это не совсем тот собор, который парижане видели 500 лет назад.
Фактически собор — это явление социально-культурной жизни Европы. Раньше соборы перестраивались, менялись с течением времени. Современные стандарты сохранения памятников — это довольно новое изобретение. Поэтому мне кажется, что тут не совсем корректно говорить, что он не будет таким, каким он был прежде.
— Каким будет Нотр-Дам после окончания реставрации?
— Принято решение восстанавливать его в том виде, который он получил после реставрации Виолле-ле-Дюка, то есть воссоздать тот облик, который собор обрел в XIX веке. Планируется восстановить шпиль и гаргулий.
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк — французский архитектор, основоположник архитектурной реставрации. Под его руководством была отреставрирована поврежденная в Революцию скульптурная часть Собора Парижской Богоматери, восстановлены витражные розы нефа и возведен новый шпиль вместо утраченного.
— С момента пожара прошло три года, а результатов восстановления пока не видно. Почему работы идут так медленно?
— Полтора года ушло только на то, чтобы аккуратно снять леса. Сложность в том, что сгоревшие леса угрожали обрушить стены. Стены устояли, теперь надо восстанавливать их несущую способность, чем сейчас и занимаются.
Макрон обещал, что через пять лет после пожара собор будет восстановлен. Три года уже прошло, я не уверена, что за ближайшие два успеют завершить все работы. Полагаю, что на полное восстановление уйдет еще года три-четыре.
— Материалы и техники задействованы современные или максимально приближенные к тем, что были раньше?
— Было решено восстановить все по старым технологиям, благо во Франции это не составляет большой проблемы. Там до сих пор действуют цеха, которые производят продукцию по технологиям средневековых цехов.
Например, собор в Страсбурге до сих пор обслуживается тем же цехом, который его строил 500 лет назад.
— Есть что-то, что восстановить не удастся?
— Утрачены безвозвратно леса на крыше, в том числе средневековая часть, но их можно обновить, поставить такие же, просто из нового дерева.
Для изготовления балок, которые должны быть широкими и длинными, нужны дубы с большим диаметром и соответственно возраст их должен быть не менее двух сотен лет. Если в Европе таких не найдется в нужных количествах, их привезут из Канады. Сказать, что что-то безвозвратно утрачено, я не могу.
Для восстановления шпиля Собора Парижской Богоматери потребуется около 1 000 дубов диаметром не менее 1 метра.
— Некоторые эксперты предрекают, что собор после реставрации может стать своего рода Диснейлендом. С чем это связано?
— С точки зрения архитектуры Нотр-Дам восстановят таким, каким он запомнился нам всем. Но наполнение его — это другая история. Это уже решают не реставраторы, а причет (церковные служители и певчие одного прихода. — Прим. ред.).
Согласно одобренному проекту, собор планируют сделать более понятным людям нехристианских культур. Я не уверена, что это надо делать, но это в целом тренд, которому следуют многие европейские страны.
Мне кажется, что это лишнее, но я исхожу в данной ситуации скорее из традиций. Собор действующий, там идут службы, туда ходят верующие люди, а не только туристы.
Но строго говоря, это не имеет отношения к восстановлению собора. Сам собор, то есть камень, из которого он построен, стены, убранство, которое в нем есть, никак не изменятся. К ним просто добавят какие-то новые элементы. Еще раз повторяю — это памятник, но это действующая церковь, у него есть община, она управляется епископом Парижа, который принял такое решение.
Для украшения внутреннего пространства собора планируется привлечь современных художников, создать инсталляции и стенды с информацией об истории христианства. Также возможно, что внутри собора организуют уголок, который в народе уже окрестили «католичество для чайников», где представитель другой конфессии может узнать, что оно из себя представляет.
Объективно, таким образом они пытаются привлечь людей в собор. Огромный храм очень дорого содержать. Раньше, несколько веков назад, храмы содержал город — все горожане платили 10% от своих доходов в церковь, этих денег хватало не только на Собор Парижской Богоматери, но и массу других. А сейчас это не так.
— Каким вы видите будущее Нотр-Дама?
— В недалеком будущем судьба не только этого собора, но и большинства христианских храмов — это превращение в исторический памятник и утрата религиозного значения. Потому что никакая церковь не может сейчас предложить ничего такого, что могло бы победить суеверие и мракобесие, которое поселилось в современном обществе.
Собор — это не только огромное сооружение, но и особая культура. И она требует определенного наполнения. Это наполнение, к сожалению, уходит.
Нельзя сказать, что Нотр-Дам превратился в туробъект только теперь или после пожара. Он уже им был. Сейчас, к сожалению, придется предпринимать довольно серьезные усилия, чтобы современное общество воспринимало собор не как исторический памятник, а некий религиозный символ.