7 октября 2011 года по совершении всенощного бдения в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры в соответствии с определениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев обители возглавил чин наречения архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского.
Архимандрит Лукиан (Куценко)
С молитвой преподобному Александру Свирскому
Архимандрит Лукиан (Куценко), настоятель Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, нареченный во епископа Благовещенского и Тындинского, родился в 1965 году в Одесской области, был крещен во младенчестве и с детства стремился к монашеству и священству.
«Я просто любил Бога и Церковь — это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени», — рассказал отец Лукиан в своем ставленническом слове.
Монашеский постриг и священнический сан он принял от будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. По благословению Митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна (Снычева) в 1991 году основал женский Покрово-Тервенический монастырь.
С лета 1999 года отец Лукиан является настоятелем одной из известнейших северных обителей Руси — Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Связь с преподобным Александром Свирским отец Лукиан ощущает до сих пор, что и подчеркнул в своем ставленническом слове: «В эти священные для меня минуты благоговейно молю великого угодника Божия, тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского, святого огромного края Присвирья, монастырям и приходам которого я искренне служил 20 лет, быть мне молитвенником и помощником в моем новом церковном послушании».
Архимандрит Иоанн (Павлихин):
Колымский край — одна из русских Голгоф
Архимандрит Иоанн (Павлихин), нареченный во епископа Магаданского и Синегорского, — клирик Костромской епархии, настоятель Ипатьевского монастыря в Костроме, директор Церковно-археологического музея при нем. Именно при содействии архимандрита Иоанна монастырь привлек к реставрации хранящихся в нем произведений древнерусского искусства специалистов реставрационного центра им. Грабаря.
Отец Иоанн с детства участвовал в жизни Церкви. Сам он рассказал о своем пути в ставленническом слове:
«Жизнь моего недостоинства была проста и логична для верующего человека. С юных лет я был членом Святой Церкви. Служил Господу всеми возможными для меня силами: пел на клиросе, помогал в алтаре, иподиаконствовал, управлял церковным хором.
Обучению в духовных школах предшествовало послушание замечательному в Бозе почившему архипастырю — митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). … В 16 лет по его благословению я руководил реставрационными работами в Иосифо-Волоцком монастыре, управлял небольшим монастырским хором.
Годы обучения в Троице-Сергиевой лавре были для меня самыми счастливыми. На первом курсе Московской духовной академии я принял монашество, и не было в моей жизни дня, когда бы я пожалел о сделанном жизненном выборе. Усердием отца инспектора впервые после долгих лет студенты Духовной академии сподобились монашеского пострига у раки мощей преподобного Сергия — игумена земли Русской».
Особую благодарность отец Иоанн испытывает, по его словам, архиепископу Костромскому Александру, ныне митрополиту Казахстанскому и Астанайскому.
Будущией архиерей с трепетом приступает к служению в Магаданской земле:
«Следует направить все свои силы на духовное развитие достаточно сложного региона. Быть епископом — это, по слову святого Игнатия Богоносца, «быть совершителем служения Самого Господа Иисуса Христа» (Послание к Ефесянам, IV).
Магаданская область относится к тем уголкам нашей необъятной родины, где о Православии услышали относительно недавно — первый храм был построен усилиями властей региона и правящего архиерея — епископа Аркадия (Афонина) — в начале 90-х годов. Но, вместе с тем, Колымский край имеет особый духовный статус — это одна из русских Голгоф, на которой положили свои жизни тысячи заключенных, преступление которых состояло лишь в верности Богу в годы страшных гонений на Церковь».
О своем будущем архипастырском служении отец Иоанн говорит: «Сущность архиерейства я понимаю как несение Креста, подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но ради спасения многих (см. Мф. 20:28)».
Архимандрит Вениамин (Кириллов)
Пребывание в месте подвига новомучеников духовно обогатило меня
Архимандрит Вениамин (Кириллов), наместник Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря Мордовской епархии, наречен епископом новообразованной Ардатовской епархии Мордовской митрополии.
В советские годы в Чуфаровском монастыре располагалась тюрьма, ставшая местом подвига многих новомучеников, что особо ответил отец Вениамин в своем ставленническом слове: «Пребывание в святой обители, служившей в годы революции тюрьмой для невинно заключенных и считающейся по праву Мордовской Голгофой, где земля обильно полита кровью новомучеников, обогатило меня духовно, научило навыкам административной и хозяйственной работы, без которых невозможно строить жизнь в человеческом сообществе. Но самое главное, оно показало, что и невозможное с точки зрения человеческих усилий возможно совершить в укрепляющем Иисусе Христе (см. Флп. 4:13). Тесное соприкосновение с местом подвига новомучеников и исповедников, которые не отреклись от Христа даже под страхом смерти, воодушевляло меня на созидание духовной и материальной жизни монастыря, ведь наши малые трудности, в сравнении с их лишениями, при известном усердии вполне преодолимы. С этого послушания я и призван к архиерейству».
Будущий архиерей преисполнен сыновней благодарности к митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию, которого он назвал «одним из судьбоносных знаков Божия присутствия в своей жизни» и надеется на его помощь в архипастырском служении: «Для меня особенно отрадно, что направляюсь я в новообразованную Ардатовскую епархию Мордовской митрополии, землю, которая засеяна христианской верой через многие усердные труды митрополита Варсонофия и его предшественников, и что, находясь рядом с ним, я всегда смогу иметь мудрый совет и необходимую помощь».