Нам со спутниками очень хотелось посетить как можно больше мест, связанных с жизнью известного теперь не только в Греции Старца Паисия Святогорца. Уже более десяти лет «Слова» Старца издаются монастырём святого Иоанна Богослова, находящимся в деревне Суроти недалеко от Салоников. На территории именно этого монастыря, сестёр которого при жизни опекал Старец, сейчас находится его могила.
Первым местом, связанным с жизнью отца Паисия, оказался для нас самый маленький монастырь на Афоне — Ставроникита. Этот монастырь, братия которого насчитывает не более 25 монахов, известен строгими порядками — только в монастыре Ставроникита да ещё в Эсфигмене нет электричества. Здесь живут и молятся по старинной традиции, электричество имеется только на кухне и используется для холодильника, работающего от турбины.
Монах Феодосий, представитель монастыря в Священном Киноте, поил нас кофе и беседовал с нами почти час, всё время переживая, как бы не утомить нас своей речью. Говорил он, сидя в углу архондарика, то снимая клобук, то снова его надевая и заправляя под головной убор маленькую косичку. Медленно и веско, подбирая самые точные слова, отец Федосий рассказывал нам о старце Паисии Святогорце, рассуждал о вере и современности, о родителях и детях. Ответил он и на наши вопросы.
Старец Паисий пришёл в монастырь Ставроникита летом 1968 года, когда монастырь оказался на грани упразднения из-за нехватки братии. В обители оставалось только два монаха, и тогда Кинот Святой Горы призвал насельников Иверона иеромонахов Василия и Григория возродить монашескую жизнь в этом древнем монастыре.
Как пишет биограф Старца иеромонах Исаак, Старец Паисий, к которому обратились иеромонахи Иверского монастыря, благословил их принять приглашение Кинота и сказал: «Я тоже приду к вам и, чем могу, помогу», а 12 августа 1968 года — перешёл в Ставроникитскую обитель, где пробыл до 2 марта 1969 года.
Вот рассказ об этих событиях монаха Федосия, который прожил на Святой Горе больше сорока лет: «В 1968 году часть монастырей были общежительными, часть — идеоритмическими, своекоштными. В монастыре Ставроникита оставалось 1-2 монаха, и Кинот решил просить отца Паисия и ещё нескольких монахов, которые жили в близлежащих кельях, переехать в Ставроникитский монастырь. У монахов были сомнения, что могут изменить несколько человек, но на Афоне есть правило: «Главная — Богородица», и монахи переехали. Отец Паисий прожил здесь лишь шесть месяцев, но монастырь Ставроникита стал общежительным.
Каким был Старец? Он был истинным аскетом, каждую ночь служил всенощную. Был маленького роста, «старчиком». Многие паломники видели в нём простого монаха. Сейчас вышло много литературы с изречениями отца Паисия. Но он говорил с каждым, исходя из жизненной ситуации собеседника. Так, пришёл недавно один паломник и сказал, что вычитал у отца Паисия, что, дескать, Константинополь скоро будет наш, греческий. Но это были частные слова утешения. К отцу Паисию часто приходили люди и просили его сотворить какое-нибудь чудо. Тогда отец Паисий брал нож и предлагал вопрошателям: «Давай зарежу тебя? А потом всё будет хорошо». Читал ли отец Паисий книги? Он точно говорил не из них. Он постоянно был в молитве».
В келью Панагуда, куда Старец перешёл 13 мая 1979 года из кельи Честного Креста, ведёт узенькая тропинка из афонской столицы Кареи.
Келья находится на вершине небольшого холма, напротив скита святого Пантелеймона. Сбиться с тропинки невозможно — паломникам помогают многочисленные указатели, развешанные на деревьях по пути к келье Старца.
На территорию кельи попадаешь через небольшой проход из штакетин, сделанный в ограде из проволочной сетки. Паломников встречает коробка, наполненная сладким лукумом, на солнышке греется кот. Всё, как при Старце.
Мы стучим в дверь, и, ожидая, пока нам откроют, смотрим на сторонам. И снова хочется обратиться к тексту иеромонаха Исаака: «Старец огородил участок вокруг каливы проволочной сеткой, оставив два входа. Также он возделал крохотный огородик, в котором посадил несколько корней многолетней дикой капусты. Кроме этого, каждый год он сажал на своём огородике лук, салат-латук и несколько кустов помидоров. Других овощей он не выращивал. Калива была старой и запущенной, в ней многого не
хватало, многое было недоделано».
Нас радушно встречает монах Артемий, который служит в келье Панагуда после кончины Старца. Отец Артемий проводит нас в храм, расположенный справа, сразу после входа в келью: — Вот, слева, стасидия Старца. А вот его любимая икона Божьей Матери — «Иерусалимская». Старец говорил, что Богородица, Которая несколько раз ему являлась, очень похожа на Своё изображение на этой иконе.
Мы расспрашиваем монаха о жизни Старца, с котором он был хорошо знаком. Отец Артемий вспоминает историю бездетной семьи из Афин. Муж был атеистом и согласился поехать к Старцу только после усиленных просьб супруги. Старец предрёк, что у этой семьи будет четверо детей, и даже назвал детей по именам. Так всё и произошло, и потрясённый глава семейства со временем обратился к Богу. «Каким был Старец? — отец Артемий задумывается. — Простым. Пока не заговоришь с ним, не поймешь, что он особенный». На прощание отец Артемий дарит нам образки «Иерусалимской» иконы Божьей Матери и своё рукоделие — чётки и выбитые на деревянных кругляшках иконки Богородицы. Форму для выбитых на срезах образов делал когда-то отец Паисий.
По дороге в аэропорт мы заезжаем в женский монастырь в деревне Суроти в пригороде Салоников. В октябре 1993 года по причине ухудшения здоровья Старец Паисий прибыл для обследования в Салоники. В феврале 1994 года ему сделали операцию на кишечник, и после операции Старец решил остаться в обители Суроти, чтобы быть погребённым именно здесь. Монастырь открывается для посещения в десять утра, но без пятнадцати десять за нашей машиной перед воротами монастыря уже выстраивается очередь из нескольких легковых автомашин и двух автобусов с паломниками.
Грек, наш водитель, рассказывает о том, что в прошлом году, на двадцатую годовщину со дня преставления старца, на довольно обширной территории монастыря яблоку было негде упасть. Фотографировать на территории монастыря не благословляется. Могилка старца расположена на возвышении по отношению к храму. На могиле с небольшим деревянным крестом — цветы и мраморная плита с текстом на греческом. Красноватый грунт плотно утрамбован, что не мешает многочисленным паломникам к вечеру разобрать его по горсточке и увезти во все части Греции.
Сестры готовят у храма воду для паломников.
Мы были на Афоне за три недели до канонизации Старца Паисия Константинопольской Православной Церковью. Казалось, всё на Святой горе жило подготовкой к прославлению: в монастыре Дохиар среди литературы для паломников лежала и одна маленькая бумажная иконка Старца, где нимб вокруг головы отца Паисия был только обозначен пунктиром, а в иконной лавке Ватопедского монастыря мы приобрели икону
Старца с изображением сияния вместо нимба вокруг головы. 13 января 2015 года, спустя двадцать лет после кончины, отец Паисий был причислен к лику святых.
Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!