Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это совокупность методов решения задач и усовершенствования разных систем при помощи креативного подхода.
Изначально ТРИЗ разрабатывалась для инженеров и предназначалась для технических решений. Автором научного метода в 1946 году стал изобретатель Генрих Альтшуллер. Его интересовали приемы, которые чаще всего использовали изобретатели. Изучив их, он выделил 40 основных приемов, которые легли в основу методики ТРИЗ. Метод стал популярным в Советском Союзе, а потом получил признание во всем мире. В 1989 году была основана Международная ассоциация ТРИЗ. Многие крупные компании взяли теорию решения изобретательских задач за основу своей работы.
ТРИЗ-педагогика
Сегодня эти приемы применяются не только в области инженерии. Все большую популярность обретает ТРИЗ-педагогика. Это выработка системы мышления, которая помогает нестандартно подходить к решению сложных задач. Принципы ТРИЗ-педагогики:
- Давать свободу выбора.
- Знакомить ученика с нестандартными задачами, которые не имеют четкого правильного ответа.
- Обучать через практику.
- Мониторить интересы обучающегося и поддерживать высокую мотивацию.
Принципы ТРИЗ
У методики ТРИЗ есть несколько важных принципов. Например:
- Принцип объективности законов развития системы.
Системы развиваются по определенным правилам. В решениях должна быть закономерность и следование этим правилам.
- Принцип противоречия.
Системы развиваются, преодолевая противоречия. Сильные решения должны справиться с ними.
- Принцип идеальности.
При решении задач нужно стремиться к высокому КПД, максимальному результату, прилагая минимальные усилия. Нужно максимально задействовать внутренние ресурсы.
- Принцип конкретности.
У каждой системы есть особенности, которые должны учитывать сильные решения.
- Принцип обращения вреда на пользу.
Во всем плохом можно найти хорошее или хотя бы минимизировать вред.
Примеры ТРИЗ
Примеры применения принципов ТРИЗ на практике:
- если вещь сломалась и больше не пригодна для использования, ее можно превратить в арт-объект.
- пугало на огороде (пример применения принципа копирования — если у кого-то нет возможности выполнить задачу, можно использовать копию нужного объекта).
- применение защитных чехлов на телефоны (если избежать падения телефонов со 100% гарантией невозможно, надо заранее озаботиться тем, чтобы они не разбились при падении).
Алгоритм ТРИЗ
ТРИЗ предлагает действовать по определенному алгоритму.
- Формулирование противоречия и цели задачи.
Кот точит коготки об диван. Кот не должен портить диван, но у него чешутся когти. Цель задачи: защитить мебель и помочь животному.
- Оценка ресурсов.
Необязательно искать сторонние ресурсы, можно использовать уже имеющиеся. Интерес кота к новым предметам, средства на покупку когтеочки.
- Выбор принципа решения и применение на практике.
Можно применить принцип копирования — вместо дивана предложить когтеочку.
- Анализ решения.
Надо оценить плюсы и минусы решения, проанализировать результат, рассмотреть другие возможные варианты решения.