Прощение как способ восстановления отношений между людьми, был актуален еще в дохристианские времена: традиции примирения существовали у разных народов: например, у маори, аборигенов Австралии, индейцев Канады, но самые поразительные — на Северном Кавказе, вопреки распространенным представлениям лишь о «кровной мести».
У североамериканских индейцев даже за мелкую кражу нужно было просить прощения. В древности чаще всего процедура примирения проходила не между отдельными людьми, а между целыми семьями, поскольку первичной была не отдельная личность, а род. Обряд примирения происходил так: индейцы садились под деревом, которое называли «деревом мира», старейшина передавал повздорившим людям трубку с табаком — ту самую «трубку мира». Трубка переходила из рук в руки, и каждый включенный в круг должен был сделать затяжку. Нарушившего мирный договор ждала кара богов, то есть вершить наказание отводилось высшим силам, а не простым смертным.
У племен маори в Новой Зеландии за украденную у своего соседа козу вор должен был подарить две лучших овцы или козы из своего хозяйства. Далее провинившийся член общины вызывался на «круг» вместе с потерпевшим, где в процессе обсуждения шел поиск возможностей восстановления мира. У маорийцев такой путь примирения сохранился до наших дней. Сегодня на «примирительную» конференцию собираются потерпевший, преступник со своими родственниками и представитель полиции. И именно родня преступника выносит ему приговор.
На Северном Кавказе не только кражи домашнего скота и подобные «мелкие» преступления человечество пыталось решать в «узком кругу» мирным способом. Причины ссор, по нынешним меркам, могли быть самыми серьезными, например вражда, убийство. Так, в Дагестане в XIX веке примирение между враждующими семьями сопровождалось уплатой выкупа пострадавшей стороне. Например, в Андийском округе Дагестана преступник, совершив убийство, должен был выплатить «дият» — довольно большую денежную сумму, попросить прощения за совершенное, оплатить стоимость савана для покойного, а также заколоть лучшего быка из своего стада для поминальной трапезы. У горных народов Кавказа чаще всего деньги заменялись «натурой» — скотом, земельным участком, оружием и медной утварью. Если преступник был зажиточным человеком, то помимо извинений он должен был принести в дар все свое имущество.
Интересно, что обряд примирения на Северном Кавказе мог произойти только через год после кражи, убийства, похищения невесты, оскорбления чести дорогого гостя и т. д. А все это время провинившийся должен был находиться вдали от родного дома, испытывая муки совести и стыда. По прошествии года обе враждующие стороны собирались в доме пострадавшего и выстраивались друг против друга. Рукопожатиями обменивались сначала старшие из родов, затем остальные члены семей по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подавал руки, примирение не могло состояться. Но если семьи примирялись, устраивалось обильное угощение. Были и совершенно поразительные модели заключения мира: так, горцы брали на воспитание ребенка из семьи преступника и воспитывали его до пятнадцатилетнего возраста. Потом ребенка возвращали, и это означало прекращение вражды и полное примирение.
Анна КОБЯШОВА