Мы продолжаем рассматривать 33 псалом, один из самых часто исполняемых, наряду с 103 и 102 псалмами, за богослужением.
Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся – подойдите, обратитесь к Господу (приступити по-церковнославянски в прямом значении – «приблизиться, прийти»; в переносном – «обратиться к чему- или кому-либо») и просветитесь, прозрейте (просветити значит «освещать», а дальше «сделать светлым, украшенным», также «дать зрение» и даже «крестить»). Лица ваша, т.е. вы сами (часть как обозначение целого, синекдоха) не постыдитеся, «не отречетесь» в переводе с церковнославянского.
Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и – глагол воззвати или звати в церковнославянском более экспрессивный, чем в современном русском языке: этот нищий призывал Господа (взывал к Нему), и Господь услышал его и спас от всякой боли, всех мук (скорбь).
Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их – ангел Господень вооружится (ополчитися) возле (о́крест, вспомним современные «окрестности») тех, кто боится Господа, и спасет их.
Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань – вкусите и увидите, что Господь благий, т.е. добрый, во всех смыслах этого слова: благо по-ц.славянски «добро, доброе деяние», «все,что служит счастью», «богатство», «имение» (имущество); тот человек (муж — мужчина, и вообще человек), кто уповает на Него, блажен, т.е. счастлив, благополучен.
В конце песнопевец, подводя итог, призывает: Бойтеся Господа вси святии Его; почему? Боятися в церковнославянском не только «страшиться», даже «ужасаться», но и «трепетать», «почитать» (что уже ближе к любви), а в отношении к Богу – «благочестно служить».
Ибо несть лишения боящимся Его – те, кто почитает и служит Богу, не узнают скудости, недостатка ни в чем (лишения); богатии обнищаша и взалкаша – смотрите, указывает псалмопевец, богатые стали нищими и голодными (взалкати значит «почувствовать голод»), — ищущие (или даже нахоящие: взыскати обозначает как процесс, так и результат) же Господа не будут испытывать недостатка ни в чем (лишатися значит «впадать в скудость, терпеть недостаток», а благо, как мы говорили, «богатство», всякое «добро»).
Продолжение следует…
Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.), прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.), И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (в 3-х тт. Спб., 1893г-1912 г.) (http://byzantinorossica.org.ru/PS_Vocabularies.html).
Читайте также:
-
Уроки праведного старца
-
Трудные места богослужения: Выну хвала во устех моих
-
Трудные места богослужения: Откровение язычникам, слава людям
-
Трудные места богослужения: исполним молитву
-
Трудные места богослужения: о плодоносящих и добродеющих
-
Гони правду!
-
Приидите, припадем…