4 июля указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства. Как стало известно редакции портала «Правмир», в основе возникших в епархии разногласий – разные подходы к подготовке к Крещению и организации приходской жизни.
Необходимость катехизации перед крещением, регулярных бесед, более частого причащения и осмысленного посещения богослужения — это одни из самых важных сегодня вопросов: они обсуждаются на многих церковных конференциях, круглых столах и комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. и единого подхода и пути решения сложившихся проблем не существует.
Редакция портала «Правмир» обратился к владыке Красноярскому и Енисейскому Антонию и протоиерею Геннадию с просьбой разъяснить свои взгляды на катехизацию.
Разве проповедь — это не оглашение?
Интервью Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония порталу «Правмир»
— Владыка, как сегодня должна проходить катехизация тех, кто хочет креститься?
— Я абсолютно уверен, что все открытые при мне храмы епархии (ранее их было около 10, теперь же — более двухсот пятидесяти) занимаются катехизацией постоянно. Не было ни одного моего предписания допускать Святое Крещение как взрослых, так и детей, без оглашения и проповеди.
Да, каждый священник обязан произнести проповедь перед крещением. Но за те 2—3 недели, в которые человек должен пройти катехизаторские курсы, он может и умереть. Такие случаи бывали, и этому есть свидетельства.
В случае прихода язычника, естественно, надо было проходить длительное оглашение. Священник совершал крещение, убедившись, что человек крещаемый отрекся от своих языческих взглядов и понял суть и предназначение быть чадом Церкви Христовой и участвовать в ее жизни, что четко подтверждается Евангелием и Деяниями Апостолов. Это является непререкаемой истиной.
Оглашение, катехизация не должны проводиться в ущерб спасению души человека. Крещаемый пользуется молитвами Церкви за него. Если человек может, он должен пройти оглашение, но это не значит, что болящий взрослый или ребенок при смерти не имеют права на крещение, пока он или воспреемники не прошли катехизации.
Если человек болен или есть внешние обстоятельства, мешающие святому делу (например, призванный в армию или отбывающий за границу на жительство), не следует отдалять его от момента Святого Крещения.
Наши приходы открыты, идет восстановление, реставрация, идет внутренняя церковная жизнь в верном направлении — разве это уже не есть катехизация? Я считаю, что катехизацией является не только оглашение перед св. крещением, но всю жизнь человек после святого Крещения проходит этот курс усвоения правильной доброй церковной жизни ради вечного спасения.
Лишать кого бы то ни было св. Крещения, отказывать в крещении, пока не выучил «Верую» назубок, священник не имеет права. Господь дает Духа Святого тем, кто пришел креститься сознательно. Естественно, каждый сознательно пришедший должен быть ознакомлен с верой. Но если сами родители заявляют, что они православные — разве это уже не основание, чтобы ребенка крестить? Другой вопрос, каково качество этой веры? Конечно, необходимо этим заниматься, и заниматься усиленно, предлагая крестным посещать храм, изучать св. Писание, Закон Божий и все основы веры, предлагая посещать катехизаторские беседы.
— Бывают ли случаи, когда нужно отложить таинство?
— Можно и нужно иногда отложить Крещение, конечно. Я этого требовал, и мне не все равно, как это пытаются представить вот в обсуждении этой ситуации. Я конечно же сам за катехизацию. Что принцип катехизации должен быть выработан, как об этом свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл.
У меня есть свидетельства, как люди приезжали в Енисейск к о. Геннадию, а он отказывался крестить до оглашения. Тогда люди разворачивались и шли в другой храм в другом месте. Еще был случай, когда отец Геннадий даже отказал паре в венчании на полгода, пока они не пройдут оглашение. Они тоже пошли в другой храм. Нужно понимать, что лучше: пусть они живут в блуде, или обвенчать их по их просьбе?
У нас есть воскресные школы для детей, но когда родители заявляют, что и им это необходимо, то появились воскресные школы для взрослых. Люди должны понимать, что происходит на богослужении, во что они верят, как верят и это естественно и необходимо всячески это приветствовать и идти им навстречу.
Возможно, я буду по этому поводу выступать с докладом в Москве. Вопрос о катехизации — очень важный, очень нужный. Его обсуждение я только приветствую. В советское время нам старались вообще мешать крестить. Порой даже нельзя было проповедь произнести, пока она не утверждена уполномоченными по делам религий. Сейчас, конечно, время другое, мы должны и можем просвещать. В этом смысле Церковь свободна.
Категоричными в отказе в св. крещении мы не должны быть. Бывают, к примеру, трагические случаи. Две подружки, одна крещенная, другая — некрещеная. Тянули-тянули с этим и, наконец, девочка некрещеная шла креститься, — и тут, прямо по дороге к храму, ее сбивает насмерть автомобиль. Представляете, как это страшно? Конечно, ее нужно было бы крестить раньше.
Еще раз повторюсь на эту тему. Разве проповедь — это не оглашение? Разве это просто часть службы? Я обязываю наших священников всегда произносить проповедь на евангельские темы за Божественной литургией на праздники святых и т.д.
И кто совершенен в вере? Я вообще считаю, что человек и в 93 не готов к крещению как подобает, но мы должны крестить и просвещать, чтобы человек мог войти в жизнь вечную. Детей стоит крестить даже до 8 дня (в Ветхом Завете на восьмой день совершалось обрезание), ради страха смертного.
— Т.е. вы считаете, что оглашение и катехизация продолжаются в церковной жизни?
— Да, конечно.
— А если человек находится в смертном грехе? Можно ли его крестить или следует надеяться, что Господь просветит?
— Если человек крестится машинально, только чтобы нехристем не называли, то его не надо крестить. С ним нужно провести беседу, может, и не одну. В таких случаях в крещении как раз надо отказывать. Я этого требую от наших священников, чтобы не было совершение Святого Таинства таким требоисполнительством.
— А если ребенка крестят несознательно (чтобы ребеночек не болел)?
— Это нужно смотреть в каждом конкретном случае. Тут как раз и необходима пастырская мудрость.
— Какие перспективы сегодня у о. Геннадия?
—— Я освободил отца Геннадия от возложенных на него мной обязанностей главного катехизатора нашего центра по катехизации, оглашению и духовному просвещению, когда с ужасом узнал его предписания о категорическом запрете крестить взрослого человека или младенца, если он не прошел определенный курс катехизации.
Я не могу передать свою паству в руки священника, который во многом ошибается. Это пытаются представить в ложном свете, что, вот епископ взял и незаслуженно снял священника с должности. Да, я снял его с должности, я и имею право это делать, как епископ. Я обязан стоять на страже истины. Обязан поступать по архиерейской совести, если вижу некое заблуждение.
Отец Геннадий оставлен на своем приходе. Я недавно ездил туда. Я говорил с народом. Под конец уже к моей машине подошли человек пять или шесть и стали мне говорить, что он такой хороший батюшка. Я знаю, что он такой ласковый, добрый, понимающий. Но если бы он был таковым со священноначалием, в отношениях со мной, внимал бы тому, что принято в св. Церкви, он бы, конечно, и по сей день занимал свои должности. Я, конечно, хорошо понимаю этих женщин, его прихожанок, я им всего этого высказывать не стал. Они мне говорят: владыка, не забирайте у нас нашего о. Геннадия. Я ответил, что никуда его забирать не собираюсь!
Протоиерей Геннадий Фаст категорически отказался как-либо комментировать снятие с него ранее данных послушаний, однако согласился рассказать о своем видении процессов катехизации.
В газете «Православное слово Сибири» вышла статья Владыки Антония «Блюдите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15), предлагаем ознакомиться с текстом публикации. Читайте также: Миссионерская и катехизаторская работа Красноярской епархии
Протоиерей Геннадий Фаст: Евангельская мотивация крещения сегодня редка
Протоиерей Геннадий Фаст. Биографическая справка
Люди приходят креститься по разным мотивам. Одни видят в Церкви и крещении некий оберег, другие хотят креститься «Потому что болеем много, чтобы не болеть». И почти никто, приходя креститься, не ищет того, о чем сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», евангельская мотивация очень редка.
Мы никому не отказываем в крещении, но обязательно проводим разъясняющие беседы, их количество бесед не регламентировано: как правило, их десять, но все зависит от условий людей. Такие беседы я веду уже 25 лет и это всегда импровизация, живой разговор, беседа, я пытаюсь дойти до сердца человека. Буду честен: не всегда беседы достигают цели, обращение происходит в меньшинстве случаев, но я делаю все, что могу. Также человек прочитывает хотя бы одно Евангелие и учит наизусть «Отче наш» и «Символ веры», потом исповедь – по слову Священного Писания: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).
Крещение совершается во оставление грехов, но как оставить грех, если не знать его и не бороться с ним. Часто люди просят исповеди. Как правило совершаются две исповеди – чтобы человек в начале оглашения что-то исправил и завершительная исповедь. Но часто и так бывает так, что человек не готов оставить смертный грех. Крещение не связывается для них с изменением образа жизни. В таком случае, если, например, человек не оставляет гражданское сожительство, мы не крестим.
Крещение совершается полным погружением.
Воскресная школа для детей работает уже много лет, мы начинали тогда, когда за это сажали в тюрьму. Так произошло в 1986, нескольких человек посадили, мне был назначен день суда.
Мы устраиваем приход как евхаристическую общину, стараемся, чтобы вся церковь причащалась каждое воскресенье. Приходы наши небольшие, причастников на воскресной службе в Енисейске более 100 человек, в Лесосибирске – 400 причастников. Евангелие у нас читается лицом к народу, есть целование мира перед Символом веры, когда совершается Евхаристический канон и пресуществляются дары, народ говорит «Аминь» – общинно и цельно происходит Литургия. Люди это хорошо воспринимают, в Енисейск с радостью паломничают к нам красноярцы.
Подробнее о взглядах протоиерея Геннадия Фаста на проблему катехизации можно прочитать в его интервью «Не отправлять пустые мешки на небо»
Протоиерей Геннадий Фаст. Биографическая справка
Лекции протоиерея Геннадия Фаста по катехизации