Греческий архимандрит Андрей (Конанос) 24 августа объявил о снятии с себя духовного сана. Он заявил, что у него много причин для принятия этого решения, однако не стал их указывать. При этом отметил, что снимает священнические одежды с благодарностью:
«Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой», — рассказал он о своих планах.
Священник был известен как на родине, так и в других странах мира своими проповедями и произведениями, посвященными православию. Он пользовался уважением и любовью читателей и в России. Поэтому его заявление о выходе из рядов духовенства вызвало резонанс.
На «Правмире» вы можете прочесть материалы, посвященные этому событию:
- Архимандрит Андрей (Конанос): Я снимаю свои священнические одежды
- С любимыми не расставайтесь. Архимандрит Савва (Мажуко) – о решении архимандрита Андрея (Конаноса)
- «Больно читать осуждение и сплетни» — священник Дионисий Костомаров о реакции на решение архимандрита Андрея (Конаноса)
- Не ошибка или трагедия, а «начало нового пути»? Игумен Нектарий (Морозов) — об отказе от священства и монашества
Сразу после нашумевшей новости в социальных сетях полетели комментарии со странными для христиан содержанием:
«Туда ему и дорога!»
«Как он мог? Предатель Христа и Церкви!»
«Трус! Его читать нельзя…»
Открывая Святое Евангелие, мы находим слова нашего Пастыря — Господа Иисуса Христа — о том, что мы не должны никого судить (Мф.7:1). Именно Он рассказывал притчу о блудном сыне. И нам бы, самим блудным и грешным людям, стоит всегда уподобляться отцу, который ждал пришествия своего возлюбленного чада (Лк.15:11-32).
Именно Спаситель, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8:2-11), сказал слова, которые теперь повторяют люди, которые даже к Церкви никакого отношения не имеют: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7). И ведь никто не бросил…
Ведь это ученик нашего Спасителя пишет о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:7). И неужели предан забвению так называемый «Гимн любви», написанный в одном из посланий святого апостола Павла (1Кор.13)?
Мы не знаем ни мотивов поступка отца Андрея, ни его жизни, ни его духовных переживаний. Как мы, не зная человека лично, не ведая того, что у него внутри, дерзаем осуждать его даже за то, что является шагом, мягко говоря, необычным?
Еще одна проблема, которая вновь поднялась — это предание иерея, который оставил священный сан, однозначному — причем самостоятельному и человеческому — суду на вечные посмертные муки. Не раз уже слышал от некоторых воцерковленных людей, что снявший с себя сан священник или оставивший монашество обязательно после смерти попадет в ад.
Грустно, что все забывают о том, что в любой момент все могут принести искреннее покаяние, а кто-то в своей прелести может так и не вздохнуть по-мытарски: «Боже, милостив буди ми, грешному». И неужели Господь не простит свое чадо, которое придет с внутренним сокрушенным сердцем?
В агиографии есть удивительный пример. В «Синаксари» иеромонаха Макария Симонопетрского приведено житие мученика Иоанна из Пруссы, память которого совершается по старому стилю 8 октября (в месяцеслов Русской Церкви его имя не внесено). В нем рассказывается, как святой Иоанн был диаконом, однако после смерти своей супруги, оказавшись не готовым к безбрачной жизни, оставил сан и вступил во второй брак.
Но, как свидетельствует текст жития, праведник продолжал служить Церкви через помощь бедным и нуждающимся, вел благочестивый образ жизни. И жизнь свою святой окончил как мученик, не отрекшись ни от Господа, ни от Его Святой Церкви (Память святого мученика Иоанна из Пруссы // Макарий (Симонопетрский), иером. Синаксарь: жития святых Православной Церкви: в 6 т. Т.1. / адаптир. пер. с франц. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. С.557-558).
В завершение своих мыслей мне лишь хочется пожелать, чтобы мы не спешили осуждать человека, но относились к нему со снисхождением и любовью. Мы сами не застрахованы от каких-то обстоятельств, где, к сожалению, можем повести себя далеко не по-христиански. И, наверное, нам бы хотелось в нашем падении, чтобы нас не пинали, а поняли, простили и протянули руку помощи. По-моему, этому учит наш главный Учитель и Отец Небесный.