Центральноафриканская Республика. Война против всех
Доля христианского населения: около 90%
Гражданская война в Центральной Африке, на которой погибли российские журналисты, является во многом показательной для подобных конфликтов на континенте. В противостоянии 10-х годов участвует коалиция мусульман с севера страны «Селека» и союз христианских и анимистских группировок «Анти-балака» («Анти-Калашников»). Впрочем, обе коалиции далеки от единства и наблюдатели насчитывают около 12 активных групп-участниц гражданской войны, для которых религиозная принадлежность является важным, но все-таки ситуативным маркером.
Ислам остался Центральной Африке в наследство от древних султанатов и королевств, испытывавших мусульманское влияние с востока и севера континента, христианство насаждалось колонизаторами – французами и немцами, делившими регион в самом конце «африканской гонки» XIX века и продвигавшимися с юга и запада.
Отношение к религии у правительственной верхушки Центральноафриканского государства в период независимости тоже было довольно утилитарным – дурно прославившийся в 60-е – 70-е годы диктатор Жан-Бедель Бокасса менял свою политическую и религиозную ориентацию несколько раз: он успел побыть католиком, социалистом и мусульманином (в зависимости от того, кто был готов вкладываться в поддержание его власти над ЦАР: бывшие французские колонизаторы, СССР или ливийский лидер Муаммар Каддафи). Незадолго до свержения Бокасса и вовсе объявил себя 13-м апостолом.
Однако все это не мешает «Селеке» грабить и сносить церкви (в том числе в столице страны Банги), разрушать поселения христиан, а их противникам из «Анти-балаки» устраивать сожжения ведьм и избивать священников, которые пытаются остановить насилие. Миротворческие усилия в регионе предпринимают Франция, Африканский союз, Россия и даже Китай. Им нужен мир, чтобы иметь доступ к залежам полезных ископаемых страны.
Сомали. Страна без закона
Доля христианского населения: менее 1%
По данным американской общественной организации Open Doors, которая отслеживает притеснения христиан по всему миру, Сомали занимает третье место в мире по уровню религиозного преследования после Северной Кореи и Афганистана.
Сомали традиционно считалось мусульманской страной, законы шариата действовали здесь даже в колониальный период (в XIX и XX веках страну разделили Великобритания, Франция и Италия). Однако и здесь существовали небольшие христианские, в основном католические общины.
В 80-е годы в стране разразился экономический кризис, вызванный неудачной войной против соседней Эфиопии и потерей поддержки со стороны Советского Союза, а с начала 90-х годов здесь идет вооруженное гражданское противостояние. Само государство Сомали стало классическим примером так называемого failed state – полного распада системы власти в стране.
Такое положение дел стало идеальным для появления экстремистских организаций. Одной из самых сильных из них стала «аш-Шабаб» (действует с середины 2000-х годов, запрещена в России) – радикальное объединение исламистов, называющее себя частью «Аль-Каиды» (международная террористическая организация, запрещенная в России). Она контролирует часть побережья страны и время от времени устраивает теракты в Сомали и других государствах, однако сторонники организации и ваххабитских ценностей, которые она отстаивает, есть по всей территории страны. В первую очередь, это радикальные учителя и слушатели медресе и старейшины некоторых мусульманских кланов и племен.
Полное искоренение христианства и христиан в Сомали – одно из требований «аш-Шабаба». Часто боевики организации убивают на месте людей, заподозренных в христианском вероисповедании. В конце 2017 года сомалийские сторонники «Исламского государства» (еще одна международная террористическая организация, запрещенная в России) призвали к «началу охоты» на христиан и уничтожению церквей. По данным Open Doors, в первом полугодии 2018 года в Сомали из-за веры были убиты по меньшей мере 23 христианина, боевики уничтожали магазины и предприятия, принадлежавшие иноверцам.
Судан. Холодная война между Севером и Югом
Доля христианского населения: около 4%
Судан – страна-жертва произвольного определения африканских границ европейскими колонизаторами. В Средние века и Новое время на севере Судана существовало несколько мусульманских султанатов, затем страна попала в зависимость сначала от исламских Египта и Османской империи, а затем – от Великобритании. Именно англичане начали христианизацию племен Южного Судана, чтобы создать противовес традиционной арабской элите с Севера. Когда в 50-е годы XX века Судан получил независимость, разделение между мусульманским Севером и христианским Югом осталось в наследство новой республике.
Разрешить противоречия, часто доходившие до состояния открытой гражданской войны, удалось лишь в 2011 году, когда после референдума Южный Судан объявил о своей независимости. Президент Омар аль-Башир продолжил дальнейшую исламизацию. Сразу после референдума власти Судана предложили представителям неисламских исповеданий и южных народностей покинуть страну. В Южном Судане же вскоре началась своя собственная гражданская война, в которой христиане оказались заложниками местных племенных группировок.
По данным Open Doors, в 2018 году суданские власти закрыли около 20 христианских церквей и ужесточили законы, ограничивающие свободу совести. Любое упоминание христианского вероисповедания при контактах с мусульманами может быть расценено как поощрение отступничества от ислама – это считается серьезным правонарушением.
Кроме того, как говорится в отчете организации, с начала года из-за своих религиозных убеждений в Судане погибли не менее трех христиан. Подобное давление по религиозному принципу со стороны государства – пусть и в меньшем масштабе – испытывают христиане и в других странах Северной Африки – Тунисе, Алжире, Мавритании и других государствах с преобладанием ислама.
Эритрея. Президент, который подозревает всех
Доля христианского населения: 46%
Проблемы христиан в Эритрее носят не столько религиозный, сколько политический характер. Эта страна получила независимость от соседней Эфиопии после референдума в 1993 году. Но уже через пять лет между двумя государствами разразилась полноценная война, в которой Эритрея фактически потерпела поражение. С тех пор страна живет на положении военного лагеря, а любая общественная активность контролируется государством во главе с бессменным президентом Исайясом Афеворки.
В Эритрее разрешены только четыре религиозные группы: ислам, Эритрейская Православная Церковь, Евангелическая (Лютеранская) Церковь Эритреи и Римско-Католическая Церковь. Любая религиозная активность за их пределами может быть расценена властями как сотрудничество с врагами государства и грозит тюремным заключением. Некоторые «неправильные» христиане провели за решеткой более десяти лет, говорится в докладе Open Doors.
Ливия. Когда некуда бежать
Доля христианского населения: около 4%
– В юрисдикции Александрийского Патриархата находится Ливия, которую я считаю огромным кладбищем – мои чада постоянно тонут в море, – так описал ситуацию в Ливии Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в конце июля.
После свержения Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии не прекращается война между местными исламистскими группировками и гражданским правительством. Впрочем, оно тоже считает ислам государственной религией, и защитить немногочисленные христианские общины от произвола вооруженных банд просто некому. В числе других беженцев ливийские христиане пытаются перебраться в Европу по Средиземному морю.
Однако после миграционного кризиса середины 10-х годов там все чаще проходят дискуссии о необходимости остановить «контрабанду людей» из Африки и других неблагополучных регионов.
Нигерия. Грех в образовании
Доля христианского населения: около 46%
В середине июля 2018 года лидеры христианских общин Нигерии распространили обращение, в котором назвали ситуацию в стране близкой к геноциду по религиозному признаку. По их данным, с начала года в религиозных конфликтах с мусульманами на севере и в центре страны погибли около 6 тыс. христиан. Они стали жертвами террористических нападений, за которыми чаще всего стоит радикальная группировка «Боко Харам» (запрещена в России). В переводе с языка народа хауса ее название означает «Западное образование – грех».
Это еще одно ответвление запрещенного «Исламского государства» (другое имя «Боко Харам» с 2015 года – «Западноафриканская провинция ИГ»). Своих сторонников оно вербует в северных штатах страны, на территориях, где в Средние века и Новое время располагались государства африканской саванны, воспринявшие мусульманство от арабских купцов и завоевателей из Сахары. Христианские народы и племена (в отличие от кочевников-северян это в основном оседлые фермеры), обращенные в конце XIX века британскими колонизаторами, обитают в основном на юге страны.
С 1999 года 12 северных провинций перешли на законы шариата. Главная цель экстремистов – установить исламское правление по всей территории страны. Нигерийское правительство, пытающееся сохранить баланс между мусульманами и христианами, подчеркивает разницу между радикалами и законопослушными верующими. В начале августа 2018 года президент Нигерии Мухаммаду Бухари наградил имама Альхаджи Абдуллахи Абубакара из одного из центральных штатов за спасение 300 христиан от налетчиков-исламистов.
В 2017 году на борьбу с «Боко Харам» власти страны выделили $1 млрд, а столкновения на севере все больше напоминают настоящую войну. Армия бомбит деревни, где могут скрываться боевики, с воздуха, а те, в свою очередь, уничтожают опорные пункты вооруженных сил.
Египет. Старая вражда новыми средствами
Доля христианского населения: около 10%
Христианские общины в Египте существуют с глубокой древности – основателем Коптской Православной Церкви, к которой относятся большинство местных христиан, считается апостол Марк. Однако после арабского вторжения в VII веке Египет стал исламской страной. Впрочем, завоеватели вели мягкую по меркам Средних веков религиозную политику: за тысячу с лишним лет коптские общины сохранились и даже пользовались определенной независимостью от властей. Но исламская верхушка никогда не оставляла попыток привести страну к религиозному единообразию.
Отношения между представителями различных конфессий (и, что обычно для Африки, народностей, ведь современные копты в большинстве своем – это потомки коренного населения Египта, а мусульмане – арабских завоевателей и мигрантов) обострились после Арабской весны 2011 года и свержения авторитарного, но светского правительства во главе с президентом Хосни Мубараком. После его отставки к власти пришли представители исламского движения «Братья-мусульмане», а в стране участились нападения на христиан и притеснения коптских общин. В частности, местные власти часто блокировали возможность строить новые церкви (Open Doors приводит пример 1600 христиан из деревни Ком-Эль-Луфи, которые не могли получить разрешение на открытие храма более пяти лет). Законодательство о строительстве христианских церквей в Египте восходит еще к временам Османской империи, и местные христиане борются за его либерализацию.
В 2013 году в Египте произошел очередной переворот: против «Братьев-мусульман» объединились местные военные и либералы, их поддержала Коптская Церковь. Однако возврат к более светским порядкам не смягчил противоречия между мусульманами-фундаменталистами и христианами. Ситуацию обостряют террористические акты местных ячеек запрещенного «Исламского государства»: в Вербное воскресенье в апреле 2017 года смертники устроили взрывы у церквей в Александрии и Танте (погибли 16 и 20 человек соответственно), а спустя месяц неизвестные расстреляли автобусы с коптскими паломниками в провинции Эль-Минья – погибли 26 человек. Египетские власти ответили на агрессию авиаударами по лагерям террористов в Ливии.
Очередное убийство христианского священника произошло в Египте летом 2018 года: в монастыре Анба Макар 29 июля неизвестные до смерти избили его настоятеля епископа Коптской Церкви Епифания.
Эфиопия. Южная граница православия и ислама
Доля христианского населения: около 60%
Эфиопия – единственная традиционно христианская страна в Африке, а Эфиопская Церковь считает себя наследницей апостола от семидесяти Филиппа. Она объединяет около половины граждан страны – в основном представителей северных и центральных регионов. В четырех восточных провинциях Эфиопии (в основном на границе с Эритреей и Сомали) большинство составляют мусульмане (около трети жителей Эфиопии), а на юге и востоке активно распространяется лютеранство (в основном церковь Мекане Йесус). Религиозное разделение имеет и национальную подоплеку: православие сильно среди народностей тиграй и амхара, ислам – у сомалийцев и оромо, часть которых склоняется к протестантизму.
Столкновения на религиозной почве происходят в основном на востоке Эфиопии – на границе между христианством и исламом. По сведениям Open Doors, местные мусульмане недовольны активностью христианских проповедников и пытаются остановить их с помощью насилия.
Кения. Плата за миротворчество
Доля христианского населения: около 84%
Христиане в Кении составляют подавляющее большинство населения. Местные христиане – в основном протестанты (пятидесятники, квакеры, методисты, англикане, лютеране и другие), но есть здесь и католики, и даже православные (Александрийский Патриархат). В отличие от стран Северной Африки эта бывшая британская колония не испытывала сильного влияния ислама или других традиционных религий – этим и объясняется относительная свобода совести и мирное сосуществование верующих.
Ситуация изменилась в 2011 году после вмешательства Кении в гражданскую войну в соседнем Сомали. Действия миротворцев, пытавшихся обезопасить северные регионы страны от распространения насилия, вызвали ответную реакцию террористической организации «аш-Шабаб», стремящейся установить в Сомали радикальные исламские порядки. Некоторые теракты экстремистов носят откровенно антихристианский характер: например, в 2012 году неизвестные обстреляли из гранатометов и автоматов католическую и протестантскую церкви в городе Гарисса на севере Кении, погибли 10 человек. Нападение произошло во время молебнов. В 2015 году боевики «аш-Шабаб» захватили заложников-христиан в университете Гариссы, погибли более полутора сотен человек. Счет подобных терактов в приграничных районах Кении и Сомали уже идет на сотни, в 2017 году жертвами экстремистов стали более 30 кенийцев-христиан.
Мали. Между экстремистами и сепаратистами
Доля христианского населения: около 3%
Мали – еще одна бывшая французская колония в Африке, которая столкнулась с гражданским противостоянием всех против всех. Традиционной религией для Мали является ислам, христиане, в основном католики, составляют около 3% населения страны. Они не участвовали в недавних конфликтах в качестве самостоятельной стороны и вынуждены полагаться на центральное правительство в обеспечении своей безопасности.
Хотя очередной виток гражданской войны в стране завершился в 2015 году, напряженность в Мали сохраняется на высоком уровне. Друг другу противостоят гражданские власти, исламские экстремисты из террористической группировки «Аль-Мурабитун» (филиал запрещенной в России «Аль-Каиды» в странах Магриба) и туареги-сепаратисты, основавшие в начале 10-х годов непризнанное государство Азавад на северо-востоке страны.
Боевики пытаются вытеснить христиан со «своих» территорий: осенью 2017 года экстремисты разграбили и сожгли несколько церквей в центральной части Мали. Например, в храме в Добаре к северу от столицы неизвестные выкинули кресты и убранство алтаря и сожгли статую Девы Марии. Радикалы требуют от христиан не собираться на молитву вместе под страхом смерти. Сами же католики считают террористов угрозой не только для себя, но и для умеренных мусульман:
– Христиане не единственные, кому угрожают и нападают. Все население Мали стало жертвой, включая мусульман, – говорит генеральный секретарь Конференции малийских католических епископов Эдмонд Дембеле.