Экран моего смартфона гаснет, закрывая магический портал в мир поющих и танцующих зверушек. «Элмо-о-о! Элмо-о-о», – кричит моя 21-месячная дочь, нацеливаясь на третье или четвертое видео на YouTube про Элмо, красного монстрика из «Улицы Сезам».
Элмо в нашем доме повсюду, даже мои жалкие рисунки вызывают у дочки крики радости. «Улица Сезам» – прекрасный образовательный проект для малышей, поэтому мы с женой иногда балуем ее этими видео на YouTube.
Но меня беспокоит, что время, проведенное у экрана, негативно повлияет на развитие дочки. Ведь все мы знаем, что многие родители Кремниевой долины ограничивают своих детей в пользовании гаджетами. Даже Стив Джобс и Билл Гейтс.
Не слишком ли рано мы даем ей телефон? Сколько облучения допустимо? Как отличить хороший контент от плохого? Нужны ли книги, «Лего» и другие активности из реального мира для развития ее мозга? Или это пустая трата времени, ведь планета с невероятной скоростью наводняется сенсорными экранами и интерактивным контентом?
«Смартфоны есть в 98% домов по всей территории США у детей в возрасте до 8 лет», – сказала мне Рейчел Барр, специалист по психологии развития Джорджтаунского университета.
Темная правда о «цифровой зависимости»
Если вы беспокоитесь, что ваши дети слишком много сидят за телевизором, со смартфонами, планшетами и другими устройствами, вы не одиноки. В 2016 году организация Common Sense Media опросила 620 родителей и 620 их детей-подростков в США.
Около половины подростков подтвердили, что «чувствуют зависимость» от своих телефонов, и 59% родителей сказали, что считают своих детей зависимыми.
Но понимание слова «зависимость» в обществе отличается от его интерпретации среди ученых и врачей.
Например, при рассмотрении расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ (включая алкоголь, опиоиды и кокаин), в пятом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) зависимость определяется как расстройство спектра с различной степенью опасности.
Кроме того, «цифровая зависимость» по-прежнему остается спорным понятием, хотя недавно Всемирная организация здравоохранения включила «игровые расстройства» в свой кодекс болезней.
«Да, люди не знают меры в использовании цифровых устройств, но они перегибают палку и с множеством других вещей – едой, сексом, работой и физическими упражнениями, – считает психолог Крис Фергюсон (Стетсонский университет). – И возникает вопрос: в чем отличие чрезмерного увлечения именно цифровыми устройствами».
Фергюсон заявляет, что, согласно некоторым исследованиям, увлечение смартфонами и видеоиграми – лишь один из сигналов о более крупных проблемах с психическим здоровьем.
«Другими словами, человек уже имел депрессию, синдром дефицита внимания или что-то похожее, и только потом начал испытывать проблемы с игровой зависимостью», – говорит Фергюсон. И неясно, виноваты ли собственно новые технологии или они становятся просто способом уйти от реальности.
«Людей привлекают забавные вещи, и некоторым людям трудно ограничивать себя в пользовании этими забавными вещами», – добавил он.
И все же все сказанное не отменяет потенциального вреда цифровых технологий, особенно для маленьких детей, считает Димитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла.
«Мы много говорим о цифровой зависимости у детей старшего возраста и у взрослых, но, я думаю, она начинает формироваться в младенчестве», – считает Кристакис.
Время, проведенное у экрана, и развитие мозга у детей
Кристакис беспокоится не зря – от младенчества до дошкольного возраста дети буквально одержимы изучением причинно-следственных связей, и эта исследовательская фаза совпадает с периодом развития мозга.
Мозг моей дочери весил примерно 333 грамма при рождении, а к двум годам – уже примерно 1000 граммов. Это 300-процентное увеличение массы. Для сравнения, ее мозг вырастет всего лишь на 300 граммов за последующие 18-20 лет.
С рождения до 3 лет связи между нейронами в ее мозгу увеличатся в шесть раз. И постоянное взаимодействие с миром (в том числе электронным миром) – то, что формирует эти связи. Правда в том, что мы до сих пор не знаем, какова степень воздействия смартфонов и других сенсорных устройств на развитие.
«Я думаю, это тот самый вопрос на миллион долларов, – говорит Рейчел Барр. – Мы знаем очень мало».
Одна из проблем, затрудняющих исследование, – невозможность исследовать мозг детей с помощью МРТ, так как дети или боятся аппарата, или не могут лежать совершенно неподвижно внутри него.
Команда Рейчел Барр пытается с помощью специального устройства решить эту проблему. Дети до 5 лет надевают функциональное устройство инфракрасной спектроскопии (fNIRS), и специальные датчики измеряют активность мозга.
Система быстра, удобна и безопасна, поэтому команда Барр использует ее для работы с дошкольниками, чтобы измерить влияние различных устройств на их разум.
Но она только вводится в работу, поэтому получить представление о положительных и отрицательных моментах в использовании экранов можно, наблюдая за поведением ребенка.
Например, существует множество доказательств, что экран, работающий рядом с ребенком в фоновом режиме (например, включенный телевизор), снижает качество игры, чтения и общения с детьми. А также ухудшает или задерживает развитие речевых навыков.
Какое «рано» – еще слишком рано
Родители считают, что дети до 2 лет вообще не должны пользоваться смартфонами и планшетами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста до 18 месяцев.
Однако новые исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.
Недавно 25 семей добровольно позволили записывать для исследования короткие сеансы видеочата их детей с бабушками и дедушками на FaceTime, Skype и Google Hangouts. Детям было от 6 до 24 месяцев, но исследователи отметили, что дети «на удивление успешно» фокусировали внимание на другого человека (в данном случае, на бабушек и дедушек на экранах). В психологии это называется «совместное внимание».
Совместное внимание – основа для изучения языка, абстрактного мышления и множества других способностей, включая способ наладить эмоциональные отношения с дальними родственниками.
Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока.
Одна из причин, по которой рекомендации не совпадают с исследованиями, заключается в том, что Американская академия педиатрии пересматривает свои рекомендации раз в пять лет, а технологии меняются гораздо быстрее.
Например, iPad был выпущен в 2010 году, и примерно в том же году Американская академия педиатрии опубликовала свои последние руководящие принципы.
Слишком много – это сколько
Еще одна распространенная рекомендация – ограничение времени у экрана для детей до двух часов в день.
Новейшие рекомендации Американской академии педиатрии – фактически вдвое сократить это время до «не более часа в день» для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
В руководстве также рекомендуется отключать телефоны и другие устройства во время еды и по крайней мере за час до сна, так как иначе качество сна снижается. Отчасти дело в воздействии синего света на циркадные ритмы организма. (Взрослые, обратите внимание: эти рекомендации относятся и к вам.)
Но основное обоснование ограничения времени у экрана основано на исследованиях о влиянии сидения у телевизора: чем больше дети сидят у телевизора, тем выше риск ожирения, а также задержек языкового, когнитивного и социально-эмоционального развития. В то время как в отличие от смартфонов телевизоры не интерактивны и не портативны.
Кристакис ставит вопрос о контенте. «Положительное влияние образовательных программ на маленьких детей весьма преувеличено, – считает он. – Если дети будут постоянно смотреть образовательные программы по iPad или по телевизору, они будут лишены множества вещей, которые действительно важны для познавательного, эмоционального и социального развития маленьких детей».
Фергюсон также не разделяет мнение Американской академии педиатрии, что содержание всегда должно быть образовательным.
«Дети не могут постоянно учиться. Это сведет и их, и родителей с ума. Иногда нужно сделать перерыв».
То же самое относится и к детям дошкольного возраста. Исследование, проведенное в декабре 2017 года Национальным центром здоровья детей в Великобритании, является одним из крупнейших и самых последних.
Были опрошены 19 957 родителей детей от 2 до 5 лет. И вывод исследования таков: «вредных связей между использованием цифровых экранов и психологическим здоровьем детей младшего возраста не выявлено».
Другими словами, двухчасовое ограничение на пользование телефонами и планшетами не может быть признано железным правилом.
«Каждый родитель принимает решение, наблюдая за собственным ребенком», – говорит Кристакис и добавляет, что «некоторые дети вообще вне опасности» и могут пользоваться устройствами в течение длительного времени.
Фергюсон также считает, что родители должны доверять своей интуиции и что время от времени можно нарушать правила.
«Просто делайте перерыв время от времени, и пусть ваш малыш передохнет и поделает что-то простенькое, – сказал он. – Будьте гибкими. Полчаса или час, проведенный у экрана, не сломает вашего ребенка».
Возможные преимущества экранного времени и цифровая зависимость
Думая о рисках, легко упустить положительные стороны пользования смартфонами и планшетами.
Когда дети прикасаются к сенсорному экрану, они ожидают определенный результат. И это дает не только забавный опыт, но и «большие преимущества» для изучения информации, которые не могут предоставить статические устройства – книги, телевидение и игрушки.
Барр говорит, что смартфоны – весьма полезная штука при вдумчивом использовании. Можно создавать огромные электронные библиотеки, например.
Исследователи считают, что польза экранного времени для детей напрямую зависит от участия взрослого, особенно в развивающих программах. Взрослый должен помочь ребенку «перевести» увиденное на экране в реальный мир.
Чем младше ребенок, тем меньше его мозг способен воспринимать абстрактные идеи. Так что участие взрослого очень полезно: «Видишь кошку на экране? Она похожа на нашу».
Эксперты считают, что можно весьма весело и полезно провести время со смартфоном или планшетом. Особенно если родители и дети будут проводить его вместе.
«Подумайте, что важно для вашего ребенка, как он связывает реальный и цифровой мир? И подумайте, как бы вы могли помочь ему перемещаться между этими двумя мирами, – советует Рейчел Барр. – Так же, как и в любой другой игре, прежде всего, обращайте внимание на то, чем ребенок интересуется и на чем он заостряет внимание».
Перевод Марии Строгановой