Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Что делать, если не ощущаешь присутствие Господа в своей жизни? Как говорить с Богом?
Корреспондент портала «Правмир» беседует со священником Сергием Стаценко, председателем Ташкентской и Среднеазиатской епархиальной комиссии по делам молодежи, председателем просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатский епархии, проректором Ташкентской духовной семинарии.
Как так получается, что наша христианская жизнь незаметно вырождается в нечто внешнее? Молитва, пост, богослужение присутствуют, но внутренней духовной жизни не ощущается. И что с этим делать?
Проблема в том, что мы слишком зациклились на колоколах да куполах.
Однажды я задал в воскресной школе вопрос: «Если убрать из церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратить храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, и оставить только чашу, будет ли тут православие?» Подавляющее большинство ответило, что в таком случае Православие кончается. То есть люди не понимают, что Православие там, где есть Христос.
Моя точка зрения состоит в том, что мы слишком завязаны на традицию. Многие благие начинания превращаются в идолов, консервируются в силу традиции, и уже за рамки этой традиции выйти не могут. Мы отошли от Христа. Христос в наших разговорах, даже среди священников, стоит даже не на десятом, а на двадцатом месте. Мы не можем реально ощутить Спасителя.
Что мы можем сделать, чтобы ощутить присутствие Христа в своей жизни?
Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Есть у тебя вопросы или нет? Вот так духовное наставничество должно переставить акценты. С соблюдения традиции, то есть с вопроса о том, сколько ты постился и молился, на Самого Христа, на любовь к Нему.
Для себя лично эту проблему я начал решать относительно недавно, скажу честно. Я просто понял, что Христос — это мой Спаситель и что Он несет на Себе все мои тяготы. Христос способен понести мои грехи, мою тяжесть. Главное — на Него это возложить. В молитве я могу пожаловаться Ему, обращаясь просто своими словами: «Тяжко мне, Господи. Помоги. Вот в этом играет страсть моя – гордыня. В этом случае я не могу побороть себя в тщеславии».
И чувствуется реальная помощь. Но обращение к Богу не должно восприниматься как фольклор или форма заклинания. Молитвы святых на церковно-славянском языке – это высший пилотаж, но духовное воспитание должно начинаться с внятного разговора с Богом, а не набора заклинаний, который мы называем утренней и вечерней молитвой. Потому что для большинства, к сожалению, это так.
И надо предпринять шаги в направлении того, чтобы люди понимали содержание богослужения. Поскольку повсеместно ввести активный курс церковно-славянского языка невозможно, я считаю, что необходимо создавать миссионерские приходы, один или несколько в городе в зависимости от его величины. Там людям должны даваться хотя бы начальные понятия, навыки на родном языке. Для русских на русском, для мордвы на мордовском, для татар на татарском.
Что Вы называете внятным разговором с Богом?
Это такая молитва, когда я понимаю, о чем я говорю. Она может быть выражена своими словами, а может быть и в фиксированной форме, так как человеку свойственно фиксировать свои мысли, он даже разговаривает некими готовыми блоками, не придумывая каждый раз что-то новое. Но даже эти зафиксированные формы должны быть понятны.
Спрашиваешь, например, человека его что такое «грех мой пред Тобою есть выну», и многие говорят, что это значит вынуть очи перед Богом, то есть вытащить глаз и положить. Уже это говорит само за себя. Для многих людей духовная жизнь — это набор магических ритуалов. Если это сломать в людях, если перевести отношения людей из стереотипов и абстракций в реальную плоскость — ко Христу ко Спасителю, то и дело духовной жизни начнет сдвигаться с мертвой точки.
Игумен Петр Мещеринов сумел озвучить эти проблемы, но, к сожалению, пока они не двигаются с места. Человеку удобно жить в понятных и привычных формах духовной жизни. Он оттарабанил утренние и вечерни молитвы, он заставил своих детишек отстоять на Литургии, и через 10-15 лет, как сказал отец Петр, он приходит в позицию духовной усталости, и начинает уходить из Церкви.
А нельзя ли более конкретно перечислить, что именно надо делать, чтобы духовная жизнь развивалась правильно, а не формально?
Читать Евангелие. Пытаться понять, что сказал Христос. Познавать Христа. Беседовать со Христом на личном уровне. Не допускать такую неправильную мысль, мол, не буду Богу надоедать. Не строить отношения с Богом на коммерческой основе: «На Тебе Боже свечку и сделай мне хорошо. Сделаешь хорошо, я Тебя еще одной накормлю». К сожалению, так строится духовная жизнь большинства людей. И это надо ломать. Хотя здесь могут быть препятствием экономические интересы Церкви, которые пострадают, если прекратить торговлю свечами.
Мое мнение может быть не типично для большинства священнослужителей Русской Православной Церкви, но хочу сказать, что к такому пониманию я пришел через пот и кровь. Через сомнения и нервные срывы я понял, что Христос рядом со мной, что Его нужно понимать именно как Спасителя, а не как фигурку на иконе, что Он всегда с нами, все дни до скончания века.
А что Вы сделали, чтобы это понять?
Я не искал каких-то сверхъестественных даров, я просто искал умиротворения, понимания, как двигаться дальше по жизни, будучи в сане. Читал книги, но они в основном не давали решений, а только обозначали некоторые вопросы, ответы на которые надо было искать самостоятельно. Мне повезло, и не без вмешательства Господа, я понял, что именно собственными внутренними потугами сделать ничего невозможно. Просто я просил Бога: «Дай мне правильно жить. Как правильно жить по Тебе?» Эти решения начали смутно обозначаться, и в какой-то момент я стал понимать, что Христос рядом со мной.
Как можно донести живую веру во Христа до прихожан: и взрослых, и детей?
Священники должны создавать общины, в которых можно гораздо более эффективно наставлять людей в нужном направлении. Вне общины это невозможно.
Почему невозможно? Приходишь к батюшке и получаешь наставление по заданному вопросу, разве не так?
Дело в том, что наставление батюшки в условиях стандартной исповеди длится максимум минут десять. В лучшем случае священник уделяет вам полчаса из своих текущих дел. Ведь любой пресвитер буквально растаскан на послушания. Помимо богослужения, треб, он должен и восстанавливать храм, и хоть какое-то время уделить семье, окормлять социальные объекты, и т.д. и т.п. В общине наставление более эффективно.
Если говорить о воскресных школах, то приходится буквально ломать стереотипы преподавателей в сторону того, чтобы они не опирались, как это принято в классических школах, на знания. Я считаю, что они должны говорить больше о Спасителе, о том, что Он пришел. Это может показаться сектантством, но сектантство начинается там, где есть разговор о Христе, но нет Его Самого. Благо мы родились в Православии, где мы Христа имеем регулярно в таинстве причастия, это великая вещь. Но должны быть и разговоры о Христе. Святые говорили на языке, к которому невозможно подойти сразу. К нему нужно подходить постепенно, чтобы хоть немного понимать те категории и термины, которые они применяют в своих писаниях.
Я стараюсь перевести занятия в воскресной школе, которую веду в Ташкентском кафедральном соборе, в клубную атмосферу. Дети не должны «загружаться» тем, что их будут спрашивать, что надо ответить преподавателю какую-то информацию, выговорить знания, которые они не понимают. Клубная атмосфера нужна для того, чтобы можно было говорить о вере. Если нужны знания, то в юношеском возрасте за год можно освоить все воскресное богословие, а может даже и больше.
Существует проблема ухода молодежи из воскресных школ. Когда мы практиковали классические школы, то после трехгодичного цикла оставалось трое, четверо ребят. Сейчас будем смотреть, как разговор о любви Божией, о стремлении к Нему, а не голые знания, которые вторичны, помогут людям познать Христа.
Вы не замечали, что о Христе вообще говорить сложно?
У нас есть Евангелие, которое говорит о Христе, а не мы. Евангелие самодостаточно. Если стремление человека в познании искренне, то Дух Святой начинает его просвещать. Здесь как раз действует синергия – Божия забота о человеке, если у него есть искренность и некоторое усилие в освоении Священного Писания. Это действительно срабатывает.
И чтение Евангелия должно быть с молитвой. Просто просить Бога своими словами, чтобы открыл смысл, а он не всегда открывается полностью, хотя бы в силу возраста. Для каждого возраста есть свой уровень восприятия Священного писания. Каждый возраст имеет свое понимание, и в этом тоже сила и красота Евангелия. Слова Христа не ограничиваются легким буквализмом, который может понять и стар и млад. Евангелие многоуровнево, многогранно, и познавать его можно бесконечно. Об этом говорят многие Святые отцы.
Что означает для Вас жизнь во Христе?
Жизнь по Евангелию, жизнь в любви к Богу, а потом еще и к людям, которая происходит от любви к Богу. Это может звучать достаточно абстрактно для тех, кто этого не прочувствовал, но поймите, что Христос всегда здесь.
Беседовала Наталья Смирнова.
Читайте также:
Церковная жизнь в миру: как жить и выжить?