Не хочу, чтобы мальчики считали, что они — не такие
Педагог Дима Зицер
— Мне кажется, этот ролик — стереотип о стереотипах. Тема гендерных ролей – достаточно серьезная, и не хотелось бы ее обсуждать подобным образом. Но ролик имеет право на жизнь, хотя бы потому, что вызывает у людей мысли, чувства, сомнения. Это мини-произведение искусства, к которому сейчас относится реклама. «Сегодняшние мальчики — это завтрашние мужчины» — это вообще хорошая, богатая идея.
Безусловно, я считаю, что ответственность за мужские пороки несут мужчины, и что между мужчинами и женщинами должно быть абсолютно личностное равенство, за которым следует социальное, материальное равенство и т.д. Я безусловно считаю, что звериная маскулинность, которой иногда требуют от мальчиков, не просто вредна, она взрывает наше общество.
Но я боюсь, что зрители могут оказаться на первом эмоциональном «пласте» после просмотра ролика. Ведь он демонстрирует черно-белый мир, без оттенков. То есть в целом я ЗА этот ролик, но мне кажется, что сам вопрос намного глубже, и мы должны «копать» серьезнее, рассматривая причины и следствия, процесс становления гендерных ролей.
В России огромная проблема с навязанными гендерными ролями. Одно выражение «будь мужиком» чего стоит. Кроме того, что оно стереотипно, оно в принципе несёт много всяких бед. Или вот выражения «мужчина должен побеждать, мужчина должен быть сильным» — часто выходит так, что если нет войны, он может начать бить кулаком по столу и вести бои в своей семье — с женщинами, с детьми.
Обсуждая эту тонкую тему, очень важно не гонять мальчиков, мужчин из одного комплекса в другой. Я как педагог совсем не хочу, чтобы мальчики, которых я считаю не менее тонкими, чем девочки, впали в комплексы, что они не такие, как надо. «Ты недостаточно сильный, ты недостаточно свирепый, ты слишком много улыбаешься, плачут только девчонки» – все это ужасно. Но и в другую сторону не должно быть перекоса – «ты слишком сильный, ты слишком свирепый».
Мне кажется, при сегодняшнем уровне развития человечества мы можем себе позволить повести дискурс на эту тему так, чтобы не вгонять в комплексы как мальчиков, так и девочек, а сразу копать глубоко.
В общем, все всех осудили
Журналист Валерий Панюшкин
— Попытки коммерческих компаний эксплуатировать всякие гуманитарные темы были всегда. Можно вспомнить рекламную кампанию модного дома United colors of Benetton, которую создал известный фотограф Оливьеро Тоскани больше 30 лет назад. Тогда вокруг нее было очень много дискуссий.
Цель этих кампаний — возбудить какой-то скандал и связать созданный вокруг этого хайп с коммерческой выгодой. Получается, если раньше компании зарабатывали на пропаганде маскулинности, сейчас наоборот — на том, что выступают против токсичной маскулинности.
Феминизм стал модной вещью, но через какое-то время и он всем надоест. Тогда начнется новый этап. Короткие или длинные юбки — мы никогда не выберем, какие лучше, мы просто будем менять одни на другие. Так же мы не выберем, что лучше — мягкость, агрессия или противостоящая этому отвага. Можно одно и то же назвать и агрессией в отрицательной коннотации, и отвагой – в положительной.
Действительно, непонятно, следует ли запрещать мальчикам драться? Что тогда – отменять все спортивные единоборства? Да и к тому же мы знаем, что мальчики, которым запрещают драться, получаются очень робкими.
Вспомните «Илиаду» — разговор Гектора с Андромахой. Вот они стоят и обсуждают, надо ли Гектору идти в бой или ему остаться с Андромахой. И у того, и у другого есть весомые аргументы, а это было 3000 лет назад.
Ничто так не способствовало равенству всех людей, как изобретение полковником Кольтом револьвера. Он появился и стал общераспространенным, и с тех пор слабые люди стали равны сильным. В наше время появилось и другое «оружие»: огромное количество всякой новой техники – телефонов, камер, развешанных повсюду, социальных сетей – конечно же, способствует равенству всех полов.
Почему? Потому с камерами и телефонами каждое событие подвергается всеобщему наблюдению и обсуждению. Ведь сейчас уже почти не осталось непубличного пространства. Отрицательная сторона этого явления заключается в том, что мы практически полностью потеряли частную жизнь. Все, что было тайным, частным, становится предметом общественного обсуждения и, главное, осуждения. Опять же у этого есть отрицательная сторона, потому что нам ли, христианам, не понимать слова «не судите, да не судимы будете».
То есть, с одной стороны, открытость способствует повышению нравственности. И агрессия в мире падает – это подтверждают различные социологические исследования. С другой стороны, она порождает осуждение. Gillette осудил шовинистов, мусульманский имам осудил Gillette, кто-то еще осудил Gillette за то, что они используют такую важную тему как повод продать свои лезвия. В общем, все всех осудили.
Подготовила Ольга Лунина