Последние несколько лет в обществе не смолкают дискуссии о так называемой «фальсификации истории», о недопустимости искажения прошлого, о борьбе с разного рода историческими мифами. Но возможна ли история без мифологии, ведь везде, где есть факт и интерпретация этого факта человеком, неизбежно возникает миф.
Любой мифологеме всегда противостоит не чистая историческая правда, а в той или иной степени восходящая к этой правде другая мифологема. И если уж подобные процессы являются чем-то естественным для самосознания культуры, то нам необходим этический критерий для легализации различных представлений о нашем прошлом.
Ведь дело даже не в том, насколько миф историчен, то есть совпадает с действительным порядком вещей, а в том, чему он служит, какие идеалы выражает.
Способна ли история быть учителем – вопрос из разряда риторических. Очевидно лишь то, что она способна нас предостеречь, о чём-то предупредить.
Но почти всегда человек предпочитает не знать о том, что ему доставляет дискомфорт, мы нередко выборочно подходим к реальности и не замечаем того, что нам неприятно.
Наши мысли послушны нашим желаниям, а желание, как известно, – это самая тёмная сторона человека. Быть может, самое распространённое из них – желание превосходства над другими. Нам кажется, что смысл истории лишь в том, чтобы давать нам поводы для стыда или гордости. Болезненные события из нашего прошлого мешают нам гордиться Отечеством.
Но гордыня – это один из самых деструктивных недугов повреждённого грехом человеческого естества. Ведь совсем неважно, чем ты гордишься: своим умом, физической силой, благородным происхождением, этнической принадлежностью или славной историей твоего народа, – главное, что любое проявление гордыни идёт вразрез с Евангелием и явным образом противоречит аскетическому преданию Церкви.
Отечеством не стоит гордиться – его нужно любить. Христианская любовь предполагает покаяние, психологически очень сложную процедуру.
Несколько дней назад, 22 марта, в Санкт-Петербурге прошёл «Международный русский консервативный форум», собравший сторонников антилиберальных и националистических движений из разных стран, что вызвало настороженную реакцию со стороны части общества.
Уже подмечено, что вновь насаждаемый ныне радикально настроенной церковной общественностью «великодержавный» миф имеет свою тёмную сторону – соблазны шовинизма, ксенофобии, религиозной и национальной нетерпимости.
В этом вопросе, надо сказать, мы имеем очень опасную наследственность, да и сегодня терпимым отношением к инаковости другого мало кто может похвастаться.
Вспомним, что именно на русской почве возникли так называемые «Протоколы сионских мудрецов» – одна из самых страшных по своим последствиям фальсификаций ХХ века. Антисемитские настроения на протяжении достаточно длительного времени подогревались и, к сожалению, продолжают подогреваться православными общественными организациями с «правым уклоном».
Националистическая проповедь ряда идеологов «Союза русского народа» начала ХХ века, играя на низовых племенных инстинктах нееврейского населения Российской империи, во многом спровоцировала целую серию погромов 1904-1907 годов.
Массовые еврейские погромы происходили и во время гражданской войны. По разным оценкам историков в погромах этих лет погибло от 50 до 200 тысяч евреев. Примечательно, что само русское слово «погром», благодаря масштабам происходящего, вошло в большинство европейских языков.
Преступления против еврейского населения страны продолжались вплоть до середины ХХ века. Самый массовый расстрел гражданского населения на территории современной России (не Прибалтики или Украины!) во время Второй мировой войны происходил в Ростове-на-Дону в «Змиёвской балке» (уничтожено 27 тыс. человек), и был проведён, по большей части, силами наших с вами соотечественников.
Немцы из довольно малочисленной зондеркоманды занимались в основном организационными вопросами, тогда как непосредственно в оцеплении и за пулемётами были русские добровольцы. В это время их жёны неподалёку от места расстрела помогали немецким «медикам» умерщвлять построенных парами еврейских детей.
Всё это проходило на казачьей земле, где традиционно процент православных выше, чем в целом по стране.
Всего на территории только РСФСР при активном участии местных коллаборантов было убито евреев больше, чем во Франции, Бельгии, Голландии и ряде других европейских стран. Если на других оккупированных территориях евреи уничтожались в концентрационных лагерях, и предпочитавшие не знать об этом европейские обыватели действительно не имели почти никакой информации, то у нас в стране массовые казни происходили на глазах у местного, зачастую лояльного к происходящему, сохранившего память о погромах, населения.
Последние антиеврейские выступления в СССР имели место уже после освобождения страны от нацистов. Сталинские «дело врачей» и «борьба с космополитизмом» также питались народной неприязнью к евреям.
Самое печальное для нас здесь то, что правое движение, включившее антисемитизм в политическую идеологию консерватизма, в России очень тесно связано с православием, и люди Церкви сыграли в этом движении не последнюю роль.
Беда в том, что до сих пор мы считаем невозможным критически отнестись к своему церковно-историческому наследию, определить, что является в нём главным, а что второстепенным. Но самое важное – мы не решаемся взять за скобки всё то, что имело характер временного соглашательства со своей эпохой, что не может быть соотнесено с одним из главных посылов христианства – Царство Божие «не от мира сего».
Так, лежащая в основе «черносотенного» мировоззрения верность идеологеме «Православие, Самодержавие, Народность» отбрасывает нас минимум на столетие назад, снимает задачу трудиться над настоящим, то есть тем, чем живёт и дышит современный человек, погружает нас в сомнительный исторический миф, превращает церковную жизнь в ролевую игру, реконструкцию прошлого.
Эта реконструкция предполагает повторение и тех страшных ошибок, в которых мы не только не хотим покаяться, но даже до конца во всеуслышание признаться. Всё это рождает уродливые, социально опасные формы патриотизма, которые, к сожалению, очень часто оправдываются околоправославной риторикой.
В основе «православного» антисемитизма лежит не только игнорирование тезиса апостола Павла, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», но догматическое отрицание вселенского, наднационального и общечеловеческого характера Церкви.
В основании нашей духовной традиции лежат не русские народные былины, а Откровение, данное через иудеев, и культура высокой античности. Нельзя быть православным христианином и не благоговеть перед истоками своей веры.
Заметим, что не только с «Иерусалимом», но и с «Афинами» у нас тоже не всё так гладко, поскольку добровольная глупость стала бытовой добродетелью, снимающей бремя свободы и ответственности за свою жизнь.
Эту свободу и ответственность мы слишком часто пытаемся переложить на «вышестоящую инстанцию» (начальника, духовника, царя, вождя, историю, даже Господа Бога), а во всех нестроениях обвинить евреев, масонов, англосаксов и прочих врагов «Святой Руси».
Отто фон Бисмарку принадлежит известная фраза, что победу над австрийскими войсками в битве при Садовой одержал «школьный немецкий учитель». Почти столетие спустя, с лёгкой руки поэта Пауля Целана, выяснилось, что «смерть – это немецкий учитель».
Есть ли у нас такой учитель, кто он? В Германии, как известно, с помощью мирового сообщества, колоссальными усилиями правый соблазн был побеждён, немцы продемонстрировали способность учиться на ошибках. По всей видимости, теперь дело за нами.