Кто должен привезти, а кто забрать вещи, отданные на благотворительность? Вопрос посложней, чем быть или не быть. И я, как человек, имеющий к таким сборам отношение уже не первый год, скажу: нет на него единственного ответа. А верней есть, но такой: давайте уважать друг друга.
Привожу примеры: в пожарное лето 2010 очень многие люди хотели отдать что-то для погорельцев. Волонтёров — принимавших, сортировавших и развозивших эти вещи, было тоже много, но всё-таки меньше, чем «доноров». Зачастую эти волонтёры были в уже крайне измученном состоянии.
Поэтому, когда раздавался звонок — «У меня есть хорошее постельное бельё, одеяла, тёплые вещи, но я в Митино и сама вывезти вещи не могу» — поневоле несложно было впасть в раздражение. И не дай Бог это раздражение ты хоть как-то показывал подающей стороне. Тут-то и можно было почувствовать себя в полной мере «свиньёй неблагодарной».
Опять в ответ частенько начинается — «Я в этот день не могу»! «А можно привезу в другой?»
Ну, а как объяснить человеку, искренне желающему помочь и тратящему на это своё время и силы (даже если считать, что одеяла и подушки ему совсем недороги), что таких предложений ты получаешь 10 в сутки, ты за эти же сутки проезжаешь по 400 километров по задымленным районам, спишь пять часов, и у тебя по вечерам идёт кровь из носу. И меньше всего сейчас вместо того, чтоб упасть и пролежать вот эти 5 часов, тебе охота гарцевать в Митино.
Кидали снова и снова клич, искали, если повезёт, разовых помощников. Но и сами почти ежедневно ездили и в Митино, и в Мытищи. Бывало, что приезжаешь — а там действительно еле ходящая бабулька, но тащит какую-то помощь в пакетах к твоей машине. А бывало и так, что забираешь эти пакеты — а потом всё приходится выбросить, потому что там примерно то, что в своей статье так красочно описала Елена.
Но это дела давно минувших дней, а в новейшей истории, например, наш храм Троицы в Хохловском переулке ежегодно устраивает акцию по сбору вещей для бездомных и малоимущих. У храма своих подсобных помещений всего ничего, там же теснятся и трапезная, и несколько возрастных уровней воскресной школы, поэтому использовать это всё как склад на долгое время не представляется возможным.
При этом прихожане храма объявляют об этом сборе в соцсетях сильно заранее, очень много людей хочет поучаствовать, но… Но! Опять в ответ частенько начинается — «Я в этот день не могу»! «А можно привезу в другой?»
Слышишь прямо вот даже в телефонном молчании отчётливое раздражение эдакой наглостью. И потом люди сухо говорят «А, ну понятно» — и вешают трубку.
Я стараюсь идти навстречу таким просьбам, благо у меня недалеко от храма мастерская, пытаюсь направить тех, кто обращается лично ко мне, туда. Но если бы вы знали, как трудно убедить жертвователей (не всех, конечно, но многих) как-то тоже свои планы подстроить, прийти, скажем, не вразнобой, а более-менее в одно время — ведь мне, чтоб эти вещи принять (а потом заново загрузить в свою машину и отвезти по адресу) нужно тоже приехать, ждать, отменить свои дела.
И что самое обидное — что очень, очень часто люди договариваются — и не приходят. А потом опять звонят и опять договариваются. И опять. И опять.
А что — вам же помощь подают! Вы должны смиренно благодарно в любое время дня и ночи, когда заблагорассудится дарителю, вскочить и принять с поклоном. Эх.
А сколько раз в ответ на (после того, как вещи в храме уже собраны, рассортированы и отправлены адресатам и сбор, в общем-то, закрыт) предложение привезти вещи ты отвечаешь: отвезите, пожалуйста, напрямую, и даёшь адрес Ангара Спасения или другого пункта помощи — и слышишь прямо вот даже в телефонном молчании отчётливое раздражение эдакой наглостью. И потом люди сухо говорят «А, ну понятно» — и вешают трубку.
Но мне приходилось в ситуации «привезти то, что просят» быть и на стороне, так сказать, обиженного донора. Например, один известный фонд объявил о сборе новогодних подарков адресно, с пожеланиями, что именно хочет тот или иной конкретный подопечный. Я увидела одно очень такое специфическое пожелание и поняла, что я только что совершенно случайно купила именно этот подарок своим друзьям. А фонд писал: Срочно! Срочно! Нужно найти! Просим помочь!
Я (честно говоря, с большим сожалением, но переломив себя) решилась отвезти подарок в фонд, а друзьям купить что-то ещё. Поехала в указанное фондом время, как сейчас помню — был адский декабрьский холод, и я заблудилась, долго не могла найти нужный корпус и подъезд, но это, впрочем, мои проблемы.
Мы отдали свои подарки и поскакали, чтоб не умереть от холода, быстрей в метро. Если честно, нам даже не сказали «спасибо».
Когда я, скрипя суставами от мороза, наконец нашла нужную дверь (на ней не было никаких табличек о том, что за ней), возле неё стояли ещё три человека — один из них курьер, привезший от благотворителя целые десятки подарков по спискам, и два таких же как я «героя». И нам не открывали! Мы звонили по телефону фонда, я звонила знакомым мне учредителям (не дозвонилась, потом всё-таки дозвонилась), после чего из глубины светлых коридоров меееедленно-медленно, красиво переставляя длинные ноги, открывать нам пошла статная блондинка.
Курьер, кстати, к тому моменту посмотрел на часы, плюнул и уехал, ну а мы отдали свои подарки и поскакали, чтоб не умереть от холода, быстрей в метро. Если честно, нам даже не сказали «спасибо».
И да, даже мне, человеку понимающему, сколько работы, тем более в предновогодние дни, у всех сотрудников всех фондов и в каком состоянии они могут уже находиться, человеку, в общем-то знающему, что не ради благодарности делаются такие дела, а ради… ради того, чтоб кто-то их делал, да — и даже мне было обидно за то, что я не услышала тогда этого «спасибо».
Я тут, в общем, резюмирую так: мы все люди занятые и немощные, каждый по своему. Любое движение души достойно внимания и благодарности.
Если мы хотим помочь пожертвованием — давайте сначала подумаем, как не только затеять, но и завершить этот акт благотворительности. Как вежливей передать рукой дающей в руку принимающую, а не кидать через забор.
Люди, бывает, сначала ведут себя не слишком благоразумно, а потом, если вы их тоже полюбите — будут вам лучшими помощниками.
Сейчас есть множество недорогих курьерских служб. Если вам ну хоть как-то позволяет бюджет нанять доставку — сделайте это. В нужный день, тогда, когда объявлен сбор.
Если же вы услышали о сборе вещей позже, но хотите поучаствовать — отнеситесь с пониманием к тому, что вам, вероятно, придётся поехать в какое-то не столь удобное место. Зато вы сможете увидеть самих адресатов своего подаяния и, вероятно, в следующий раз лучше понимать их нужды.
Но и, пожалуйста, отнеситесь с уважением к тому, что некоторые больницы, приюты и храмы, наоборот, не могут ежедневно и круглосуточно принимать и сортировать помощь. И это, как мы все понимаем, не потому что они зажрались и свиньи неблагодарные.
Поэтому, всё-таки, лучше — тогда, когда просят и туда, куда просят.
Ну, а стороне принимающей тоже пожелание — быть благодарными всем, кто вообще поднял, так сказать, свой афедрон и пошёл вам навстречу. Люди, бывает, сначала ведут себя не слишком благоразумно, а потом, если вы их тоже полюбите — будут вам лучшими помощниками.
Если вы объявляете сбор, уважаемые руководители фондов и разовых мероприятий — продумайте, кто будет принимать! Назначьте на эту почётную роль самого терпеливого и пунктуального человека. Объявите многократно, во сколько принимающие будут на месте и разместите вместе с просьбами о помощи подробный план прохода к пункту приёма. Проведите организационные беседы с теми, кто будет встречать.
Может быть, даже пойти на такой подвиг и где-то организовать уголок, в котором вы предложите пришедшим чашку чая? Девять откажется, а для десятого это будет очень важно. Ведь люди часто внезапно делают добрые дела, когда им самим тяжело — увидеть и поддержать такого человека иной раз не менее важное дело, чем то, ради чего он принёс свою лепту.
Иными словами, давайте будем облегчать жизнь не только нашим подопечным, но и всем участникам этих добрых дел. Каждый наш шаг навстречу друг другу важен и поможет нам не погрязнуть в претензиях и обвинениях в невнимании и неблагодарности.