Интересный случай произошел с одним пожилым священником по дороге на богослужение. Неожиданно ему встретилась компания знакомых прихожан, которые явно спешили куда-то. Они подбежали к священнику за благословением, а он вежливо поинтересовался, куда они так поспешно направляются. Оказалось — на службу к недавно рукоположенному молодому батюшке. «У него ведь особая, свежая благодать, — торопливо пояснили они, — вот мы и хотим ее сподобиться». Пожилой священник был опытным духовником, за годы служения ему доводилось слышать и не такое, поэтому он добродушно улыбнулся и пошел своей дорогой.
Этот забавный случай наводит на кое-какие размышления. Действительно, в церкви иногда возникают комичные, а то и трагикомичные ситуации, которые потом долго не забываются. К примеру, вышеупомянутый разговор об особой благодати у священника. Поймите: ни у одного батюшки нет и не может быть никакой особой благодати! В нашей Церкви даже отсутствует такое понятие. Притом что определений благодати Божией существует множество, например, такое: «Божия благодать есть спасительное воздействие Духа Святого, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы. Она — особый, благой (добрый) дар Божий в будущем, принимаемый нами с верой в настоящем; Божественная сила и энергия, освящающая нас.
Любовь Бога Отца изливается на человека снаружи и изнутри исключительно по милосердию Божию, великой заслуге искупления и ходатайству Иисуса Христа, чтобы мы смогли преодолеть первородный грех и спасти душу.
Божественная благодать необходима на всех ступенях духовной жизни; она начинает, продолжает и завершает спасение. Благодать, или благодатные дары, подаются лично Святым Духом» (pravoslavieto.com).
Можно найти сведения о свойствах или функциях Божественной благодати, описанных, в первую очередь, в трудах католических богословов; некоторые из них были заимствованы Русской Церковью, а через нее — и некоторыми другими. Речь здесь может идти о просвещающей, всепрощающей, освящающей, спасительной, исцеляющей благодати. Однако такой разновидности — исходящей от недавно рукоположенного священника свежей благодати или особой благодати у какого-либо батюшки, — в Церкви нет.
Милые люди, встретившиеся нашему пожилому священнослужителю на пути, имели в виду, конечно, не совсем то, что сказали: они спешили в храм, чтобы разделить с молодым, только что рукоположенным иереем, полным энергии, вдохновения и сил, радость Божественной Литургии. Думаю, они прекрасно понимали, что никакой иной благодатью он не обладает, благодать у всех священников одинакова, но его сердце сейчас, после рукоположения, горит пламенем ревностного желания послужить Богу. Разумеется, здесь не может быть и речи о свежей или несвежей, новой или старой, опытной или неопытной благодати. Благодать — одна и та же, неизменная и полноценная, так же, как и Святой Дух один и Тот же вчера, сегодня и завтра. Ничего нового в ней не появляется, никаких дополнительных причудливых свойств и качеств, и проявиться она может в любом человеке.
Любое другое представление о благодати является субъективным толкованием не вполне здорового, а то и вовсе мистического характера.
Что же касается понятия свежая благодать, то это даже не суеверие, а проявление типичного для Балкан так называемого бытового православия.
Несомненно, присутствовать на Божественной Литургии, которую служит молодой, ревностный священник — очень хорошо. Но не стоит забывать, что во многом он пока еще — неофит, горячо принимающий в свое сердце Божественный свет и стремящийся всем и каждому явить этот свет через себя. И такое состояние — несомненно, желательное для любого священнослужителя, стоящего перед Престолом, — не меняет свойств всепроникающей Божественной благодати, действующей через него во время Литургии.
Даже напротив: опытные пожилые священники, которые не превратились в формальных служителей Церкви и не начали воспринимать богослужение как рутину, — чудесные проводники этой нетварной энергии. Они — как старое вино, не только сохранившее чудесные вкусовые свойства, но и более качественное по сравнению с молодым. За годы служения эти батюшки «настояли» свой бесценный духовный эликсир, обогащающий каждого, кто захочет его попробовать. Они как бывалые воины на поле брани, выжившие во многих битвах, получившие десятки ранений от неприятеля и усвоившие все тонкости и правила боевых действий. Эти духовники являют собой настоящий кладезь бесценных знаний — как для мирян, так и для своих молодых собратьев.
Каждый ревностный священник богат благодатью. Каждый уникален и не похож на остальных. Каждый обогащает своим служением Церковь. Но благодать — и это очень важно запомнить раз и навсегда — у всех одна и та же, которой Господь щедро одаряет любого священнослужителя, особенно тех, кто исповедует Его с живой верой и пастырским дерзновением.
Будем стремиться к такой благодати. Сами и с помощью духовников, с открытым сердцем и трепетным ожиданием, не думая, что она может быть разной, потому что благодать Господня всегда действует и преображает, творит и вдохновляет. Аминь.
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»