У нас еще есть возможность принести добрые плоды
Официальный сайт Сергиево-Посадского благочиния
В ряду торжествующих, полных надежд седмиц Великого Поста, сегодня Святая Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской. Почему образ этой великой святой вошел в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божьей силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая даруется Богом, Его любовью, Его силой и крепостью. Одним словом, мы видим в ней торжество покаяния.
Расскажем кратко об ее жизни, так, как она раскрыла свою жизнь св. пустыннику Зосиме. Родилась она в Египте, в 12 лет ушла из родительского дома в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Она утонула в блуде, причем делала это не из-за денег, а ради самого блуда. Однажды с народной толпой она отправилась в Иерусалим на праздник воздвижения Креста Господня. Во время плавания на корабле, она соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, она хотела войти вместе с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала ее. Она стала размышлять, почему она не может войти в храм, когда другие входят. Тогда свет Божий озарил ее сердце, и она поняла, что не пускают ее собственные тяжкие грехи.
Мария долго плакала, и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Она стала умолять Божью Матерь простить ее, и допустить ее в церковь, чтобы поклониться кресту Христову. И что же? После молитвы Мария свободно вошла в храм, поклонилась св. кресту, и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить ее на путь спасения. Тогда услышала Мария голос: «ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Она послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря св. Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, она вошла в церковь, приобщилась св. Таин, и потом, переправившись через реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь Мария прожила 40 лет, питаясь кореньями, терпя сильный голод. В ее житии повествуется, какую она претерпела в пустыне борьбу с мучащим ее грехом. Она рассказала св. Зосиме: «Иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».[i] Рассказав Зосиме свою жизнь, она просила Его, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря св. Дары и причастил ее. Св. Зосима, пришедши в пустыню, долго молился и ждал подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке, благословила ее и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя св. Дары».[ii] Причастившись, св. подвижница просила его еще раз прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Рядом с ее телом были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля».[iii] Это было 1 апреля 521 года, в самый день ее причащения.
Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, «блуд заключается в том, что человек заблуждается; он заключается в том, что цельность человеческой души раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога… Блуд. В широком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру…Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?»[iv] И какое великое чудо сотворил Бог через покаяние! Из сосуда греха и нечистоты стала эта женщина сосудом чистоты и святости. Вот такому покаянию нас призывает сегодня подражать св. Церковь!
Время нашей жизни, братья и сестры, коротко. Мы неизбежно приближаемся к тому рубежу, за которым уже нет возможности приносить добрые плоды. Господь, сотворивший мир, любит дело рук Своих – человека, созданного по Его образу и подобию. Ждет от нас добрых плодов. Пока мы имеем для этого возможность. Время Великого поста есть Божий дар, пользуясь которым можно стяжать достойные плоды во славу Божью. Для своего спасения. Необходимо пользоваться этим даром, чтобы принести достойные плоды правды и мира, покаяния и святости, без которых нельзя наследовать Царство Божье. Без Бога мы не можем ничего делать, однако, и без нас Господь не может спасти нас. Он — святость, мы – немощь. Сознавая это, св. Церковь во дни Великого поста совершает сугубые молитвы, прося Господа укрепить наши силы и воздвигнуть нас на дело покаяния. Покаяние – это врачевание и очищение, это возможность принести Богу добрые плоды. Оно сопряжено с определенными трудностями. Царство Божье, по свидетельству св. Евангелия, «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). Но, как сказал преп. Исаия, «Бог дал человеку власть…изменяться через покаяние и соделываться через это совершенно новым».[v] Все в нашей силе, в нашей власти!
Что же требуется от того, кто приступает к покаянию, к исповеди? Что необходимо для того, чтобы исповедь была истинной, богоугодной, душеспасительной? От кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Итак, прежде всего, требуется сокрушение о грехах. Если мы не видим своих грехов, надо молиться Богу, чтобы Он помог увидеть их. Не случайно так часто в церкви повторяются слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения».
Мы согрешаем, когда, будучи великими грешниками, не желаем сознавать, что мы грешники, заслуживающие наказания от Бога. Мнимая фарисейская праведность губит нас во время говения. Только победивший ее и осознавший свои грехи в смирении и сокрушении может достойно покаяться. Если мы приступаем к исповеди по обычаю, «потому, что так надо», то такая исповедь бесполезна. По слову преп. Ефрема Сирина, «если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя».[vi]
От кающихся требуется искреннее желание и намерение исправить свою жизнь. Обратим на это внимание. Постараемся, приняв таинство Исповеди и Причащения, не повторять беззаконий, не обманывать больше себя, не лгать Богу, не оскорблять Божественные Таинства.
Наше страстное желание жить хорошо только на земле заглушает веру в будущую блаженную жизнь. Поступая так, мы не верим в пришествие на землю благодеющего нам Христа Спасителя, в домостроительство нашего спасения. Покаемся же в своем маловерии, в беспечности. В слабой надежде на Бога. Не перечислить тех благодеяний Божьих, которые Он дарует нам. Со слезами надо просить у Бога прощения и повторять: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его»(Пс. 102,2)
От кающегося требуется вера во Христа и надежда на Его милосердие. Приступая к таинству Исповеди, мы должны верить, что Сам Христос принимает наше исповедание и Он один силен очистить и спасти. За нас Он пролил Свою святую Кровь, которая очищает нас при наличии сердечной веры и добрых намерений – «имейте веру Божью» (Мк.11, 23); «По вере вашей да будет вам», — говорит Господь (Мф. 9, 29).
Вот, при соблюдении этих условий, возможно для нас истинное покаяние. Такое покаяние, которое имела преп. Мария Египетская. Всякий наш грех есть блуд пред Богом, утрата чистоты и цельности. А наше покаяние возвращает нас к Богу, усыновляет нас Ему. «О, покаяние! Ты, происходя из смертного человека, являешься средством, доставляющим бессмертие. Преисполненная тобою душа говорит: я черна, но красива…черна вследствие горького плача о грехах, красива – благодаря прекрасному сиянию, изливаемому покаянием…О, покаяние! Ты целитель страстей, ты смягчаешь грозный приговор, погашаешь пламень ярости, смиряешь гнев и возжигаешь неугасимый светильник дружбы…О, покаяние! Ты расторгаешь узы грехов и спасаешь охраняемые тобою души» [vii] (св. Иоанн Златоуст).
В оставшиеся дни Великого поста позаботимся об исправлении нашей жизни, принесем Богу спасительные плоды покаяния. Аминь.
[i] Житие преп. Марии Египетской. «Жития всех святых». М. 1900, репринт С-Пб. 1996, с.178.
[ii] Там же.
[iii] Там же.
[iv] Митр. Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. «Христианская жизнь», Клин, 2004. с. 233-234.
[v] Цит. по прот. Михаил Нейгум. Сокровищница духовной мудрости. М. 1999, с.172.
[vi] Там же, с. 173.
[vii] Цит. по прот. М. Нейгум, с. 197.