У нас нет культуры поста
Святоотеческая культура поста дает нам особое восприятие Масленицы. Диакон Павел Сержантов напоминает о том, что пользоваться постом как духовным инструментом нужно правильно.

Около года назад неожиданно для себя я оказался на университетской площадке, где обсуждали, как именно православные общины помогают наркозависимым. Меня там попросили рассказать о православной антропологии, я держался ближе к теме борьбы со страстями, а наркомания – злая страсть. Таких полуслучайных людей, как я, в аудитории можно было по пальцам посчитать. В основном приехали специалисты, бывшие реабилитанты.

Диакон Павел Сержантов

Ярким воспоминанием у меня лично остался доклад епископа Алапаевского Мефодия. У него за плечами большой опыт помощи наркозависимым – именно в условиях прихода. Мы с ним немного побеседовали.

Одна мысль епископа Мефодия о нашей ситуации крепко запомнилась мне. Она не про наркотики, а по более широкой теме – про воздержание. Владыка буквально сказал: «У нас есть пост, но нет культуры поста. А у Святых Отцов она была». Не было у меня тогда возможности расспросить об этом, спешил в храм. Больше мы не виделись, но нейдет у меня из головы эта мысль о культуре поста.

Есть пост – уже хорошо

Действительно, Православная Церковь бережно хранит традицию постов. Сравним: западные христиане, даже достаточно консервативные католики, давно с церковными постами практически попрощались. Один-два дня в году, вот что осталось от Великого и Рождественского поста для обычных прихожан.

Конечно, отдельные католики-монахи и миряне могут соблюдать весь Адвент или Великий пост, только теперь это выглядит как экзотика, факультативное духовное упражнение, «сверхдолжные заслуги».

В православном храме дело и теперь обстоит иначе: мы всем приходом заговляемся на Четыредесятницу, особые молитвы читаем, прощения испрашиваем… Потом на Пасху всем приходом радуемся о воскресшем Христе, разговляемся. Это у нас осталось, слава Богу.

Но культура поста где-то исчезла или, мягче сформулируем: не на должном уровне эта культура, слабовато ощущается. Вот у Святых Отцов была высокая культура поста. В чем же она состояла?

Пост – замечательный «духовный инструмент»

Таким инструментом надо умело пользоваться. Сразу никто не умеет. Постепенно выучивается, как учимся мы в детстве пользоваться ложкой, вилкой и ножом. Вот в чем культура. Существует своя культура поведения за столом. Есть и культура поведения перед праздником Пасхи и Рождества – «пост» называется.

Пиршественная пасхальная радость праздника предваряется светлой покаянной печалью поста.

Праздник нужно готовить: не будет подготовки – не будет и долгожданного празднества.

Если праздника не ждут, если душу покаянием не очищают перед тем, как подойти к Богу, то и праздник не в праздник будет, а так просто – мероприятие по распорядку.

У Святых Отцов культура поста предполагала, помимо покаяния (пост усиливает покаянное настроение), еще одну цель – оказать любовь ближним. То есть сэкономить за время поста на продуктах и потратить эти деньги на неимущих. Постная пища теперь не дешевле скоромной, не очень сэкономишь.

Однако вспомнить о любви к ближнему во время поста – что-то от себя оторвать и помочь – можно и в наших условиях. Это тоже прикосновение к святоотеческой культуре поста. Имеется в виду не только любовь, которая делится с ближним несимволическими деньгами, но и любовь, которая может элементарно посочувствовать человеку, навестить почти забытого родственника, терпеливо выслушать чужие проблемы, помолиться лишний раз о нуждах чужих людей.

Святые Отцы любили пост, но порой они пост отменяли, если надо было оказать любовь. Отцы соблюдали разную меру поста, иногда его усиливали, иногда допускали ослабление. Вот история из жизни древних египетских монахов:

«Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел попить. Старец сказал ему: “Захария, ныне пост!” – “Разве мы, отец, не ели?” – удивился ученик. “Ели, но это было делом любви, – сказал старец, – а теперь, сын мой, должны мы соблюсти свой пост”».

Цель духовных упражнений, любых, в том числе и поста, – умножение любви к Богу и людям. Вот почему авва Силуан «ослабил пост» – вкусил перед дорогой пищу, предложенную ему гостеприимными хозяевами. И как только представилась возможность, авва Силуан возобновил строгий пост, ведь воздержание от питья в условиях пустыни – это суровый подвиг.

Фото: alnevhram.ru

Фото: alnevhram.ru

Культура поста на Масленицу и Четыредесятницу

Весь спектр усиления и ослабления поста мы можем проследить в пасхальном цикле. Готовясь к Великому посту, мы проходим через семидневное ослабление поста. Это происходит на сплошной седмице, когда можно есть мясомолочную пищу в среду и пятницу. После Недели о блудном сыне пост немного усиливается, опять среда и пятница становятся временем обычного воздержания.

На Масленице пост еще усиливается, эта мысль может кому-то показаться странной, потому что Масленица часто воспринимается как время блинно-сметанного изобилия.

Вспомним знаменитые пушкинские строки: «У них на Масленице жирной водились русские блины». Вкусные получились у поэта строки, между тем именно на Масленице происходит заговение на мясо. Масленичные дни мясопустные, хотя в среду и пятницу можно есть молочное, это незначительное ослабление поста, на общем фоне не более чем корректировка.

Святоотеческая культура поста дает нам особое восприятие Масленицы – это всё-таки время постепенного усиления поста. Уж про пищевые излишества на Масленицу не будем говорить. Излишества всегда неуместны, а особенно при усилении поста: предаваясь излишествам, мы одной рукой строим, а второй – разрушаем. Масленичные дни обязательно отразятся на первых великопостных днях. И если на Масленице удается за столом быть сдержанными, то совсем иначе начинается Великий пост…

Цитирующие Устав календари упоминают, что строгая монастырская традиция предписывает первые два дня Великого поста обходиться, страшно сказать, без еды и питья – это абсолютный пост [1]. Иные календари отличают разные меры поста: сильный вариант «по монастырскому уставу» и послабее – пост для новоначальных (то есть начинающих, неопытных).

Церковные люди знают, что с помощью опытных духовников к этим двум мерам поста можно добавить еще несколько мер – положим, пост для болящих. Причем постный рацион будет варьироваться в зависимости от диагноза, от того, находится ли болезнь в стадии обострения или ремиссии…

Всё это большое многообразие совершаемых церковным народом постов надо тщательно соотносить со святоотеческой культурой: переход от сухоядения к пище, приправленной маслом, в праздник разрешение на рыбу, а после поста пасхальное разговение (тоже без излишеств)…

Культура поста составляет всё это и многое другое, что Отцы наши использовали во благо – для покаянного очищения души и радости сердца, для того, чтобы одухотворить тело и оздоровить свою жизнь во всех ее аспектах.


[1] Абсолютный пост, конечно, представляет собой экстраординарное событие, он не может быть продолжительным, его не все могут совершать. Читая о том, как постились в древности Святые Отцы, нужно усваивать именно их культуру поста, а не механически переносить благочестивые святоотеческие обычаи в условия наших дней. Об этом напоминает схиархимандрит Гавриил (Бунге) в своей книге о чревоугодии. Отец Гавриил обращает внимание на практику сухоядения: в древности хлеб был богаче полезными веществами, чем современный суррогатный хлеб. И пищевой постный рацион, подходящий для средиземноморского климата, замечает он, приходится корректировать, если человек держит пост в североевропейском климате.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.