“У раненых не было шанса на выживание”. Семь фактов о трагедии в Шереметьево
В уголовном деле о крушении SSJ-100 в Шереметьево, во время которого погиб 41 человек, ключевой стала версия о действиях пилотов. Они совершили посадку, не выработав топливо и превысив скорость, как сообщил “Коммерсант”. Следствие также изучает, насколько оперативно отреагировали на пожар наземные службы аэропорта.

1. Кто проводит расследование

Расследованием уголовного дела о крушении лайнера в Шереметьево руководит первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский, по данным “Ъ”. У него есть опыт расследования дел, связанных с авиацией.

На службе в Генеральной прокуратуре Николай Ущаповский выяснял обстоятельства двойного теракта в самолетах, вылетевших из Москвы в Сочи и Волгоград в 2004 году. Его жертвами стали 93 человека, взрывы совершили смертницы. Также на его счету еще несколько громких уголовных дел: крушение Невского экспресса в 2009-м в Тверской области, покушение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и массовые убийства банды «амазонок» в Ростовской области.

2. Каковы основные версии

Официальный представитель СКР Светлана Петренко рассказала, что следствие рассматривает несколько версий крушения авиалайнера в “Шереметьево”.

Первая — недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, которые проводили технический осмотр борта.

Вторая — неисправность лайнера.

Третья — неблагоприятные погодные условия.

3. Как проходила аварийная посадка

18:02. Самолет “Аэрофлота” с бортовым номером SU-1492 вылетает из московского аэропорта “Шереметьево” в Мурманск.

18:16. Первый пилот Денис Евдокимов выходит на связь с диспетчером по резервному каналу связи, который работает на частоте 121,5 МГц. Командир сообщает, что в самолет попала молния. Электрический разряд пробил фюзеляж и вывел из строя основной канал радиосвязи и автоматику управления самолетом. Поэтому летчик решает вернуться в “Шереметьево”.

Самолет делает несколько разворотов в воздухе.

18:20 (приблизительно). SSJ-100 начинает снижение и заходит на посадку на освобожденную для него полосу. Посадка оказалась сложной, по мнению близких к расследованию источников “Ъ”.

Во-первых, самолет пришлось сажать в ручном режиме — без автоматического контроля минимально допустимой путевой скорости машины, перегрузок или предельно допустимых углов атаки. Пилот ориентировался только на показания приборов и собственные профессиональные навыки.

Во-вторых, у самолета было неизрасходованное топливо с расчетом на двухчасовой полет до Мурманска. Поэтому лайнер садился с максимальной массой.

В-третьих, полноценной связи с землей у летчиков не было. Резервный канал постоянно прерывался.

18:30. Самолет заходит на глиссаду и снижается по ней к взлетно-посадочной полосе с перелетом более 1 километра и превышением путевой скорости на 30 км/ч.

По мнению эксперта, посадка в этот момент могла быть безопасной. Но летчики превысили не только путевую, но и вертикальную скорость снижения лайнера — возможно, это было ошибкой.

Касание колесами самолета бетонки оказывается слишком жестким. Стойки шасси выталкивают самолет вверх, и он совершает отскок от взлетно-посадочной полосы. Справится с ним летчики не могут.

“Они [пилоты] все время пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы, наоборот, стабилизировать машину в посадочном положении. [И] спровоцировали новые «прогрессирующие», по авиационной терминологии, отскоки”, — пишет “Ъ”.

После второго отскока стойки шасси продавливают топливные баки. Керосин выплескивается на горячие двигатели и загорается.

Когда самолет останавливается, вся его задняя часть уже охвачена огнем.

Источник: «Коммерсантъ»

2. Где еще пилоты могли ошибиться

Эксперты Межгосударственного авиакомитета 6 мая приступили к расшифровке “черных ящиков” — параметрического и речевого самописцев. Им предстоит анализ этой информации. Но уже сейчас они полагают, что катастрофа произошла из-за трех возможных ошибок экипажа.

Первая. Пилоты приняли решение лететь через грозовой фронт.

Вторая. После отключения автоматики поспешили приземлиться. А стоило несколько часов продержаться в воздухе, чтобы выжечь лишний керосин. Сливать топливо запрещено по экологическим требованиям.

Третья. “В процессе приземления экипаж продемонстрировал крайне слабую пилотажную подготовку, не сумев сначала правильно зайти на посадку в ручном режиме, а затем еще и усугубив ситуацию с начавшимися отскоками”, — цитирует “Ъ” автоэкспертов.

3. Можно ли было спасти всех

Нет. Из горящего самолета выбрались четыре члена экипажа и пассажиры, которые сидели на первых рядах.

Люди, которые сидели сзади, получили серьезные травмы по время отскоков самолета от взлетно-посадочной полосы. Поэтому они не могли выбраться из салона без посторонней помощи.

“Горящий вокруг авиационный керосин не оставил раненым никаких шансов на выживание”, — пишет Ъ. 

6. Насколько эффективны были действия наземных служб

SSJ совершил посадку в 18:30, а тревога была объявлена в 18:31. Первая пожарная машина прибыла к лайнеру уже через минуту. За последующие четыре минуты к ней присоединилось еще шесть, рассказал “Коммерсанту” руководитель Минтранса Евгений Дитрих.

В Шереметьево используется  шесть аэродромных пожарных автомобилей и все они соответствуют российским требованиям, а большая часть и стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), заявил “Ъ” председатель комитета по чрезвычайным ситуациям в аэропортах гражданской авиации ассоциации «Аэропорт» ГА Александр Журавков.

“…Сгоревший SSJ относится к 6-й категории, и для его тушения необходимо 3 машины и команда пожарных из 12 человек. По стандартам ИКАО и российским нормам они должны были оказаться у горящего самолета максимум через три минуты”,— подчеркнул Журавков.

Вопросы к спасательной операции все-таки возникли, рассказала руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова. По ее мнению, не был исполнен регламент аварийно-спасательного обеспечения безопасности полетов. По нему первые пожарные машины должны были прибыть на место происшествия через три минуты с момента получения соответствующей команды.

“По нашим данным, пожарные уложились в норматив, но прибыли гораздо позже, чем начался сам пожар и спасение пассажиров с борта лайнера», — отметила Илона Борисова.

Сами команды «Тревога» и «Готовность» были отданы с опозданием, отмечает собеседница “Ъ”.

Справка. О командах “Тревога” и “Готовность”

“Тревога”: произошло ЧП с лайнером, который терпит крушение. Спасатели сразу направляются на место. Пожарная машина должна прибыть через три минуты после получения команды.

“Готовность”. Спасатели в ожидании терпящего бедствие самолета находятся в месте сбора, откуда и выезжают в случае необходимости.

Решение о подаче команд принимают диспетчеры, руководитель полетов, сменный начальник аэропорта, руководитель предприятия гражданской авиации, начальник поисково-аварийной службы аэропорта — семь должностных лиц.

Служба движения передает их по специальной связи.

“Судя по появившемуся в понедельник видео, диспетчеры, только наблюдая с вышки за аварийной посадкой, пожаром на борту и спасающимися пассажирами, вызывали пожарных: «2–10, «вода», давайте, подъезжайте…»”, — передает “Коммерсант”.

Могла ли молния вывести из строя самолет

При испытаниях SSJ проверялся на удары молниями. Они не приводят к возгораниям на лайнере и потере управления, заявил “Ъ” вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Виноградов.

За время эксплуатации SSJ-100 в них 13 раз попадали молнии, но ни один из этих инцидентов не повлиял на работу машины в воздухе, отметил другой источник в компании.

Прямые испытания самолета на посадку с превышением массы не проводились, сообщил Игорь Виноградов. Но такие ситуации предусмотрены руководством по летной эксплуатации SSJ и моделируются на тренажерах при обучении пилотов.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.