Ученик лицея
Я добиралась сюда с другого конца Москвы по пробкам два с половиной часа, боялась, что опоздаю. В фойе театра оживление, улыбки пришедших на спектакль людей и атмосфера праздничного ожидания передалось и мне. Я отдышалась и успокоилась.
Спектакль по малоизвестной пьесе Андрея Платонова «Ученик лицея» в репертуаре Московского государственного историко-этнографического театра появился благодаря режиссеру Михаилу Александровичу Мизюкову.
Спектакль начинается не с Лицея и даже не с действия в «Людской в доме сестры Пушкина, Ольги Сергеевны в Петербурге» — как написано в самом тексте пьесы Платонова, а с …колыбельной.
Находка режиссера: на сцену робко выходит маленький кудрявый мальчик в белой ночной рубашке:
— Нянюшка, я опять пришел.
Без Арины Родионовны (Светлана Щеголькова), наверное, Пушкин не стал бы Пушкиным. Свет одинокой лампадки уютно освещает убогую комнатушку, няня баюкает своего любимца и поет ему колыбельную.
Саша вырос. В 1811 году он поступает в Царскосельский лицей и обзаводится верными друзьями. Имена этой троицы известны всем – Дельвиг (Игорь Стам), Пущин(Роман Булатов) и Кюхельбекер(Олег Гусев). Лицеист Пушкин врывается на сцену вихрем и заражает, подкупает своей искренностью и эмоциональностью. Мы не знаем — каким юный Пушкин был на самом деле, но веришь, что он был именно такой – прекрасно сыгранный актером Дмитрием Сергиным. Весь он — стремление, огонь, порыв и отчаянная смелость. Всеобщий смех и аплодисменты вызывают лицеисты – это удивительная бесшабашная, веселая компания, воплощение беззаботной юности и настоящей дружбы. Молодежь не меняется, во все времена она все та же — неуемная тяга к свободе, воле, тысячи идей в голове и беспокойный, мятежный дух, пора взросления, влюбленность…
Пушкин изображен именно таким — он как все, и в тоже время он – особый. К нему обращены слова осанистого Жуковского (Антон Чудецкий) несколько пафосные и пророческие: «Ты одушевляй добром и небесной прелестью поэзии темные сердца, — может быть, ты призван быть душой России! Так будь ею!»
…В Лицее идет публичный экзамен. Присутствует сам Державин (Антон Парамонов). Среди публики — сестра Пушкина — прелестная Ольга Сергеевна (Марина Мещерякова), строгий Чаадаев (Сергей Васильев). Саша читает свои стихи на экзамене с необыкновенным вдохновением и запалом. Мне начинает казаться — я на самом деле присутствую на экзамене… и снова зал срывается на аплодисменты, в которых тонут последние слова юного поэта. Это триумф. Я чуть не плачу вместе с Державиным.
Торжество длится недолго, начинаются испытания – молодого Пушкина отправляют в ссылку. Он прощается с родными, вновь сидит в «людской» у своей любимой старой няни. Это особенно и приятно в пьесе — народное начало. Много сцен в людской, прекрасно показаны быт и тяготы русского крестьянства. Потрясающие сцены с няней – погружение в мир душевной теплоты, любви и преданности.
Всегда сердце Арины Родионовны будет рядом с Сашей. Потому что любовь «никогда не перестает».
…И снова на сцене возникает белокурый мальчик и зовет няню. Он снова пришел. Или Он вернулся.
После спектакля мне посчастливилось пообщаться со зрителями и главное — с режиссером Михаилом Александровичем, очень душевным, чудесным человеком.
Лена, 14 лет, школьница:
— Очень понравилось. Особенно, где Пушкин с друзьями веселился. Очень здорово было.
Артур, 13 лет, школьник:
— Мне понравились лицеисты. Я давно так не смеялся. Очень хорошо играли, я думал, они такие строгие были в 19 веке. А они – как обычные парни.
Анна, 22 года, студентка:
— Я вообще люблю, как играет Дима Сергин. Так живо. И на Пушкина он чем-то внешне похож. Очень глубоко вживается в роль, даже плачет на сцене. Я особенно это ценю. Для меня это критерий мастерства – так вот вжиться в роль. И Пушкин мне в его исполнении нравится. Как-то сразу ему веришь. Так что Диме и режиссеру – большой респект.
Режиссер Михаил Александрович Мизюков:
— Я очень долго искал актера на главную роль. Три недели осталось до премьеры – а у нас ещё нет актера! Мне говорили: «Да как ты его найдешь? Все, времени нет, ничего у тебя не получится…» Я искал через знакомых, по интернету; созвонился с одним, встретился – а он выше меня ростом. Пушкин ведь был невысокого роста. Конечно, это не главное – но сразу впечатление не то. Пообщались, понимаю – не тот человек. И тут появился Дмитрий. Это такая искренность, взрывчатость, эмоциональность – вот он – Саша Пушкин. Мы с ним прекрасно сработались. Мне хотелось показать молодежь пушкинского времени. Она во все времена – одна и та же. Те лицеисты — в общем-то, мало чем отличаются от нынешней молодежи. Да, они шалят, веселятся, подтрунивают друг над другом, но, в общем, являют крепкую дружбу и все проникнуто у них стремлением к высокому. Это жажда правды, желание что-то сделать, создать, изменить, сделать мир лучше. Вот это и хотелось донести да нынешних ребят.
Я ушла из театра поздно вечером, машинально села в электричку. В ушах ещё звучали проникновенные стихи Саши Пушкина, и очень хотелось туда вернуться – в людскую к Арине Родионовне или в спальню Царскосельского Лицея.
Знаете, я обязательно ещё раз туда вернусь.