Вопрос. Сыну семь с половиной лет. Учится в первом классе. Постоянно отвлекается на уроках. Педагог делает замечания и наказывает. Как выстроить отношения с учителем начальных классов в позитивном ключе, чтобы ребенку было легче учиться?
Как разобраться, что происходит между учителем и ребенком?
— Сначала надо поговорить с ребенком, причем не один раз. Обязательно спросить: «Что конкретно происходит? Как учитель говорит? Что сказал? Что сделал? Что ты в этот момент почувствовал?» Наши беседы — способ измерить состояние ребенка, то, как он себя чувствует, степень его напряжения. Если он воспринимает слова учителя как оскорбление, обиду, то мы должны понимать, что ребенок имеет право на свои чувства, какими бы они ни были.
Важно «снять» информацию аккуратно. Не надо допрашивать с пристрастием, с лампой в лицо: «А что именно она делала?» С детьми следует говорить ласково, бережно. Порой детей даже шутки обижают. С нашей системой ценностей, особенностями воспитания может показаться: ну классно же, если люди шутят. Но нередко шутки бывают токсичными. Дети это прекрасно считывают и испытывают большой дискомфорт.
Моей младшей дочке было девять лет, когда во втором классе музыкальной школы у нее поменялся педагог по специальности. Учитель, который вел скрипку, неожиданно уволился. Тут же посыпалось все. «Не хочу я эту скрипку. У меня ничего не получается. Я туда не пойду. Учительница на меня кричит и грубо разговаривает», — говорила дочка. Знаю, как моя дочь восприимчива, поэтому решила разобраться в ситуации детально. Не факт, что педагог кричит и груб. Быть может, дело в обостренном восприятии?
В течение месяца регулярно, как только дочь приходила со скрипки, я задавала вопросы: «Как прошел урок? Что сегодня говорила учительница?» Оказалось, дочь часто молчит. У нее действительно есть манера замирать. Такое поведение учитель может принять на свой счет: «Молчит, значит не слышит, не слушает, не уважает». Редко кому придет в голову, что молчание бывает от страха.
Я позвонила предыдущему педагогу и расспросила о новой учительнице: кто она, какой у нее опыт, как контактирует с детьми. Узнала, что педагог хорошая, с большим опытом, прекрасный музыкант, но есть у нее особенность — ее речь очень интенсивная, напористая. Такую манеру общаться мой ребенок воспринимает как насилие в свой адрес. Пришлось и мне идти к учителю.
Как разговаривать с учителем?
Не стоит ловить педагога в коридоре. Уважайте границы, договаривайтесь о времени, если хотите побеседовать, пусть даже 15 минут. Все мы знаем, как загружены учителя, сколько у них задач помимо детей. Как много у них отчетности, планирования, бумаг. Чтобы расположить к себе педагога, достаточно спросить: «Когда вам удобно поговорить, могу ли подъехать на 15 минут?»
На встречу я пришла вместе с мужем. Честно говоря, не была уверена, что смогу разговаривать спокойно. Я действительно пугаюсь агрессивной или интенсивной манеры общаться. Замираю, как в детстве, не могу выразить свою мысль.
Мы начали аккуратно рассказывать о своем ребенке. «Знаете, она же у нас непростая. Она трепетно реагирует на все. Если с ней тихим голосом говорить, все понимает и слышит. Как только голос повышаем, замирает, не отвечает, может перестать разговаривать. Мы сами с мужем в такие моменты не знаем, что делать.
Несколько месяцев наблюдаем за ней, заметили: что-то происходит, почему-то у дочки резкое охлаждение к скрипке, которую она так любила. Нам ужасно досадно. Решили посоветоваться с вами. Мы понимаем, темпераменты у учителя и ученика могут не совпадать. Вы такой эффектный педагог, с активной речью, а наша девочка тихая, скромная, тревожная. Словом, совершенно противоположная вам по характеру. Может быть, стоит перевести ее к другому учителю, который по психотипу будет ближе? Например, к такому, каким была прежняя учительница, которая тихо говорила, спокойно объясняла. Как считаете? Нам очень важно услышать ваше мнение и совет».
Может быть, нам повезло, но человек нас услышал: «Ах, вот оно что! А я-то думаю, почему она мне никогда не отвечает, молчит. Вот у нее, оказывается, какая особенность! Не вздумайте никуда переводить. Не переживайте. Я вас услышала. Будем работать!»
Как проверить, что разговор сработал?
По настроению ребенка легко понять, услышал вас педагог или нет. Не поверите, но буквально со следующего урока дочка прибежала счастливая: «Мама, учительницу будто подменили. Она со мной так хорошо общалась. Я ей все отвечала! Мы так занимались замечательно, даже посмеялись».
У нас действительно дела пошли в гору. И если в первой четверти до ноября музыка и скрипка были адом, то после каникул — счастье, радость, «соскучилась по учительнице»…
Педагог — не памятник. Он может общаться одним образом, а может по-другому. Порой достаточно поговорить, чтобы все изменилось.
Главное, прислушивайтесь к ребенку, даже если кажется, что надумывает, преувеличивает. Происходящее в классе может быть для него большим дискомфортом и стрессом. Когда ребенок боится педагога, он не способен сосредоточиться на учебной задаче. Какая скрипка — это вообще непростой инструмент — если ребенка от страха трясет?!
Можно ли требовать что-то от учителя?
Задача родителя не требовать, а назвать педагогу потребности, которые есть у ребенка. Разговор не может строиться в формате «вы обязаны удовлетворить». Можно сказать иначе: «У сына вот такие особенности. Понимаю, у вас 30 человек в классе, невозможно на всех обратить внимание. Но если попробуете говорить чуть тише, мне кажется, дети яснее поймут сказанное».
Вообще взаимодействие с педагогом должно строиться на «я-сообщениях», в которых вы рассказываете о ребенке, об отношениях. Не допускайте обвинений. Чувство вины, которое может возникнуть в процессе разговора, сыграет против вас. Тот, кого обвиняют, нападает в ответ. Общение должно быть комфортно обеим сторонам, тогда оно продуктивно.
Не приходите к учителю с чувством вины. «Я все делаю, у нас даже есть нейропсихолог. Дома от ребенка не отхожу. Не знаю, что предпринять, чтобы во время урока он не пел, не плясал и в морской бой не играл». Это плохая стратегия.
Важно уметь разделить ответственность. То, что происходит на уроке, ответственность педагога. То, что делается дома — ответственность родителя.
За атмосферу в классе отвечает педагог. Что может сделать родитель? Только подсказать. «Когда дочка расстраивается или сын разбушевался, помогает пройтись. Можно предложить в учительскую сбегать и принести что-то для вас нужное. Это позволит ребенку переключиться с эмоционального перенапряжения на физическое действие. Это его стабилизирует».
Многие педагоги забывают, поэтому можно аккуратно подсказать, что для маленьких детей нужны разминки во время урока. Подвигаться, встать, пальчиками поработать, зарядку сделать короткую. Тридцать секунд, максимум минуту отвлечься, чтобы сберечь пять минут полезного времени. «Знаете, когда уроки делаем и вижу, что сын устал, прошу его 20 секунд попрыгать вместе. У него другое настроение сразу. Он после прыжков готов горы сворачивать». Важно говорить про свой опыт, про то, как устроено и принято в вашей семье, про свои лайфхаки. Если сказать в доходчивой и вежливой манере, педагог прислушается.
Подарить книгу — не оскорбление. «Знаете, случайно прочли книгу. Она нам так помогла, — можете сказать вы. — Там масса подсказок». Мы забываем сегодня про этот инструмент, а он работает. Наука не стоит на месте. За последние 20 лет в психологии сделана масса прорывов и открытий. Современные технологии позволяют глубже заглянуть в то, что происходит с человеком, как формируются нейронные связи, как мозг развивается, на что это влияет. Мы сегодня знаем очень многое. Нам не обязательно ограничиваться тем, что 30 лет назад преподавали в педвузе. Мир меняется.
Учитель не обязан любить вашего ребенка, давайте честно говорить, но достаточно принимать. Любят пусть мама с папой, бабушка с дедушкой. С чего бы педагог должен ребенка полюбить? Но профессиональная позиция учителя — принять ребенка таким, какой он есть. Принять безусловно.
Фото: freepik.com