Учителя раскритиковали проект новых ФГОС по литературе
В методическом разборе проекта, который сделали учителя литературы, вузовские преподаватели и методисты, отмечается, что разработчики не учли предложения профессионального сообщества. В результате новый проект ФГОС принципиально не отличается от варианта, который вызвал бурную дискуссию год назад.
В ассоциации заявили, что новый стандарт возвращает к преподаванию литературы как идеологического предмета, что плохо сочетается с обучением детей навыкам функционального чтения, критического мышления и креативности.
Эксперты также раскритиковали жесткую привязку произведений к годам обучения без возможности перемещать их из класса в класс. По их мнению, из-за этого будет невозможно применять индивидуальный подход в образовании, что приведет к потере качества обучения. Кроме того, это создаст риск монополизации рынка учебников.
Учителя объяснили, что каждый ребенок развивается со своей скоростью, поэтому у педагога должна быть возможность перестраивать логику изучения литературных произведений, перемещать их из класса в класс.
«Если же литература как школьный предмет не будет учитывать законы возрастной психологии, то она будет только отвращать детей от чтения, прежде всего от русской классики», — говорится в разборе нового стандарта.
Отмечается, что в курс литературы не вошли произведения о жизни современных подростков и книги, близкие именно современным школьникам.
Также эксперты заявили, что в требованиях к результатам освоения программы из класса в класс повторяются формулировки умений, которыми должен овладеть учащийся. В результате нет никакой возможности понять, чему все-таки должен научиться школьник за год.
В ассоциации назвали необоснованной саму инициативу создания новых стандартов в то время, как старые не реализованы до конца и еще нет анализа их результатов. По словам экспертов, из-за жестких рекомендаций новые ФГОС вступают в противоречие с действующим законодательством. Кроме того, в них не учитываются современные требования к образованию и психология современного школьника.
В «Гильдии словесников» считают, что внедрение новых ФГОС лишит учителя возможности творчества, отвратит школьников от чтения, разрушит традицию и будет препятствовать модернизации образования.
Ранее Министерство просвещения опубликовало новые проекты ФГОС начального общего и основного общего образования для обсуждения