Чтобы разобраться в этой теме, я провела опрос. В нем приняло участие больше тысячи человек. Я получила некоторое количество обвинений в предвзятом составлении опроса. Причем часть людей обвиняла меня в том, что я слишком осуждаю голосовые сообщения, другая — что я слишком их «продвигаю». Поскольку количество и тех, и других было примерно одинаковым, то считаю, что опрос был сбалансированным и его результаты можно использовать для формулирования некоторых закономерностей.
Как люди относятся к голосовым сообщениям
Так, 72% сказали, что никогда не отправляют голосовых сообщений или делают это только в крайних случаях. Объясняется это довольно просто: 22% считают, что голосовые сообщения удобны только отправителям, и ровно половина опрошенных считает, что голосовые сообщения неудобно ни отправлять, ни получать.
23% опрошенных сказали, что вообще не готовы получать голосовые сообщения. 84,5% опрошенных готовы получать голосовые сообщения только от родственников, близких людей и друзей. И лишь 6,9% считают, что допустимо отправлять такие сообщения коллегам, клиентам, начальнику или партнерам.
Сильнее всего раздражают либо очень длинные голосовые сообщения — длиной в несколько минут, либо, наоборот, очень короткие, которые длятся всего несколько секунд. Поэтому постарайтесь подумать над объемом и содержанием голосового сообщения заранее.
Пользователи считают наиболее приемлемыми голосовые сообщения длиной в 10–30 секунд (43% опрошенных), в 30–60 секунд (28% опрошенных) и до 10 секунд (23% опрошенных).
Четверть опрошенных рассчитывает на быстрый ответ, когда отправляют голосовые сообщения. При этом максимально быстро на голосовое сообщение постараются ответить лишь 13,2% опрошенных. А 27% опрошенных говорят, что могут вообще проигнорировать голосовое сообщение.
Еще значительная часть опрошенных говорит, что может не ответить на голосовое сообщение, потому что отложит его до более подходящего момента, а потом просто забывает к нему вернуться. Есть и такие, кто принципиально сразу же удаляет сообщения, не прослушивая их. «Чаще всего я пишу, что в ближайшие сутки прослушать не смогу. Иногда делаю вид, что никакое голосовое сообщение не приходило». (Из комментариев.) И лишь 29% сказали, что никогда не игнорировали голосовые сообщения.
Важно отслеживать, в какое время вы отправляете голосовое сообщение. Однако универсального времени нет: кто-то говорит, что не может слушать и записывать голосовые сообщения, когда находится в офисе или на учебе; у кого-то, наоборот, голосовые сообщения вызывают сложности, когда они дома, а близкие люди рядом спят или отдыхают.
7 причин отправлять голосовые сообщения
- Возможность передать эмоции и нюансы интонаций.
- Возможность записать голосовое сообщение быстрее, чем напечатать.
- Возможность избежать сложностей, которые бывают при наборе, например, нужно отправить сообщение, когда на улице очень холодно, или у человека плохое зрение, или плохо развита моторика пальцев.
- Не видно орфографических и пунктуационных ошибок (актуально для тех, кто не боится стилистических и орфоэпических ошибок).
- Возможность «поговорить» без привязки ко времени и месту. Каждый отвечает в своем темпе. Голосовое сообщение работает как замена телефонному звонку, на который можно ответить в удобное время (например, если есть разница в часовых поясах или нужно время на размышление перед ответом, или не совпадает график).
- В суде экспертизой по голосу можно установить личность отправителя сообщения. Авторство текстового сообщения доказать не всегда возможно.
- Никакой Т9 не будет искажать ваши слова так, как ему вздумается.
8 причин не отправлять голосовые сообщения
- Получателю не всегда удобно их слушать. К сожалению, не все знают, что можно поднести телефон к уху, чтобы звук шел в передний динамик, как при телефонном разговоре.
- Невозможно делать поиск по голосовым сообщениям.
- Слушать голосовые сообщения гораздо дольше, чем читать. Особенно критично это в групповых чатах.
- В голосовых сообщениях невозможно скопировать, вставить и переслать только часть сообщения.
- Если голосовое сообщение приходит, когда человек смотрит фильм или слушает музыку, то ему придется остановить воспроизведение, чтобы прослушать голосовое сообщение.
- Аудиосообщения весят больше, чем текстовые. Если собеседник за городом, в метро или там, где плохо «ловит» интернет, голосовое сообщение будет грузиться гораздо дольше, чем текстовое. А если у собеседника ограниченный объем трафика, например, в роуминге, то голосовые сообщения могут стоить ему дорого.
- Когда мы пишем, у нас есть возможность отредактировать нашу мысль, сделать ее точнее и лаконичнее. Когда мы отправляем голосовое сообщение, то можем не удержаться от многословия, на которое уходит много времени, сначала нашего, а затем собеседника.
- Собеседник не может определить важность вашего сообщения до того, как прослушает его. А потому вы ставите его в неловкое положение и сами не можете рассчитывать на адекватную оперативность ответа.
Плохо
- Отправлять незнакомым людям.
- Если вы пишете людям, с которыми вас связывают только деловые отношения.
- Людям, которые предупреждали вас о том, что не любят или не хотят использовать голосовые сообщения.
- Для решения срочных вопросов, если вы не уверены, что у собеседника есть возможность быстро отреагировать.
- Если вы собираетесь отправить очень короткое голосовое сообщение на несколько секунд, по которому можно подумать, что вы просто поленились печатать.
- Когда нужно передать информацию, которую позже собеседнику понадобится использовать (адрес, данные, место и время встречи — их невозможно будет найти через поиск, — вашему собеседнику придется переслушивать все сообщения в поисках нужной информации).
- В групповых чатах, в которых несколько человек за единицу времени могут создать гораздо больше сообщений, чем каждый из них может прочитать.
Хорошо
- Когда это взаимно согласовано. Смело отправляйте голосовые сообщения людям, с которыми вы уже договорились о таком формате общения.
- Когда нужно передать невербальные звуки: особый шум, мелодию, звуки природы или техники.
- Когда надо спеть песню.
- Когда вы не ждете очень быстрого ответа.
- Когда нужно передать что-то очень эмоциональное.
- В ответ на голосовое сообщение.
- Когда есть ощущение, что в переписке вы неверно понимаете друг друга и нужно прояснить неясности и эмоциональный настрой.
- Если о голосовом сообщении вас попросил ваш собеседник.
- Если ответ требуется срочно, а у вас нет физической возможности набирать сообщение.
- Если вы ребенок и еще не научились печатать.
Лайфхаки голосовых сообщений в разных соцсетях
- Нажмите на прослушивание сообщения и поднесите телефон к уху. Он автоматически переключит звук в передний динамик. Так ваше сообщение услышите только вы, как при телефонном разговоре. Теперь вам не нужно уединяться или искать наушники. Пока что эта функция работает во всех мессенджерах, кроме Instagram.
- Если, поднося телефон к уху, вы перестаете слышать запись, то в режиме прослушивания прибавьте громкость самого устройства боковыми кнопками.
- Чтобы записать голосовое сообщение, откройте чат и поднесите телефон к уху, как делаете это при телефонном разговоре. Вы услышите сигнал или вибрацию — это значит, что запись началась. Закончив запись, можете ее переслушать и только потом отправить. Пока что данная функция не работает в Whatsapp и Facebook.
- Если вы получили голосовое сообщение и не можете прослушать, перешлите его боту @voicybot в Telegram, который распознает речь. В ответ вы получите текстовую расшифровку этого аудио.
- Если у вас нет времени печатать сообщение, запишите аудио и отправьте этому же боту в Telegram. Он расшифрует сообщение. Текст вы можете скопировать и отправить вашему собеседнику. Для этого же можно использовать голосовой набор текста, который является встроенной функцией в некоторых телефонах.
- Чтобы экономить время, используйте ускоренное прослушивание сообщений в Telegram.
Как правильно использовать голосовые сообщения. Если отправляете:
- Заранее договоритесь с собеседниками, отправляете ли вы друг другу голосовые сообщения. Взаимная договоренность снимает многие вопросы.
- Перед отправкой голосового сообщения спросите, удобно или неудобно собеседнику будет прослушать сообщение.
- Перед голосовым сообщением напишите текстовое сообщение, о чем будет аудио, чтобы собеседник мог принять решение, как срочно нужно прослушать его и отреагировать. Если не срочно, то лучше сразу написать: «Это не срочно».
- Четко формулируйте мысль, желательно до того, как включили диктофон.
- Если записанное голосовое сообщение получилось затянутым и сбивчивым, то не поленитесь перезаписать сообщение, чтобы получателю было комфортно его слушать.
- Не перегружайте собеседника информацией: не отправляйте несколько сообщений подряд и старайтесь, чтобы одно голосовое сообщение содержало один тезис или вопрос.
- Заканчивайте голосовое сообщение вопросом или каким-то призывом к действию, чтобы собеседник понимал, какой реакции вы от него ждете, и не должен был переслушивать все то, что вы ему наговорили, пытаясь вычленить все мысли и вопросы, на которые он должен отреагировать.
- Помните, что запись может быть передана другому человеку и даже может быть использована в суде, потому что экспертиза может доказать принадлежность голоса определенному человеку.
- Если в мессенджере стоит галочка, что голосовое сообщение просмотрено, это еще не значит, что оно прослушано. Поэтому не обижайтесь, если не получаете немедленного ответа.
- Не стоит пользоваться голосовыми сообщениями, если у вас плохой микрофон или вокруг слишком шумно. Собеседнику будет крайне неудобно и неприятно слушать запись с помехами.
Если получаете
- Предупредите знакомых о своем отношении к голосовым сообщениям и скажите, как быстро вы на них отвечаете.
- Не слушайте голосовые сообщения на громкой связи, чтобы сохранить приватность сообщения, которое вам прислали.
- Не игнорируйте голосовые сообщения. Если не можете прослушать их, напишите, что не можете, и предложите собеседнику либо напечатать сообщение, либо подождать от вас ответа до тех пор, пока будет возможность послушать аудио и записать ответ.
- В групповых чатах вы очень поможете всем участникам, если сразу напишете первому же отправителю голосовых сообщений, что в групповых чатах голосовые сообщения неминуемо приводят к коммуникационной катастрофе.
- Если в голосовом сообщении содержатся важные факты, то можно попросить собеседника продублировать информацию текстом.