Когда я впервые узнала о Серафиме Саровском, мне было лет 16. Ни разу не слышав за свою недолгую тогда еще жизнь доброго слова о вере или Церкви, я случайно в светском журнале прочитала его житие.
Если бы лукавый прокомментировал тогдашнее мое состояние, то он бы, наверное, сказал, что меня «подпортили». «Подпорченность» эта выразилась в том, что еще тогда я узнала о том, что существует нечто удивительное, чему я и названия-то не знаю и границ-то не могу определить, но это «нечто» приносит в жизнь удивительную радость, полноту, гармонию и какую-то самодостаточность бытия.
Однако, не сумев преодолеть соблазнов юности, я в течение многих лет ни одной точкой своей жизни ни соприкасалась с этим удивительным дыханием святости, а уж о связи его с Церковью мне и мысли не приходило.
Таким образом, «земную жизнь пройдя до половины», я верой и правдой трудилась в компании, в которой занимала хорошую должность и была на хорошем счету у начальства, что соответственно отражалось на моей зарплате. Однако наступили времена, когда в фирме начались непонятные процессы, которые, как потом выяснилось, были признаками начинающегося банкротства. Понять суть вещей тогда не представлялось возможным, но на душе было как-то муторно, и я вдруг ни с того ни с сего взяла и купила в переходе метро небольшую икону Серафима Саровского.
Дома, поносившись с этой иконой по разным комнатам, я в конце концов приклеила ее «моментом» на стену в кухне, которая по фен-шую оказалась «зоной друзей». И когда я с чувством глубокого удовлетворения рассматривала дело рук своих, меня вдруг посетила совершенно «дикая» по своей неожиданности мысль: «А не уйти ли мне с этой работы?» Какой логикой и какой психологией можно объяснить то, что я стала всерьез обдумывать идею ухода из компании, в которой я вполне успешно работала несколько лет, я не знаю, но при этом меня не покидало ощущение, что я стою на пороге какого-то удивительного праздника.
В итоге в 12 часов следующего дня я предстала перед начальством и изложила свой план перехода на новую форму работы, которая не требовала моего присутствия в офисе. Заключив в результате переговоров вместо трудового договора несколько подрядных, я таким образом финансово обеспечила себя на ближайший год и стала осваиваться в новой для меня форме свободной жизни.
За следующие полгода я мало-помалу познакомилась с удивительным и непонятным измерением жизни верующих. Я обрывочно читала православные Интернет-ресурсы, смотрела неожиданно появившийся в нашем доме православный телеканал «Союз» и однажды прочитала Евангелие.
Самое большое чувство в ходе чтения Евангелия, наверное, было изумление. Я думаю: «Это надо же дочитаться до того, что на страницах книги встретить Бога». Тогда Бог из гипотезы превратился для меня в Живого Бога. Стоит ли удивляться, что через две недели я попала в Церковь, где опять встретила то «невыразимое», что мягко касалось меня годы назад, когда я читала житие преподобного Серафима Саровского. Теперь я думаю, что название этому невыразимому — Дух Святой, живущий в Церкви.
Первые недели и даже месяцы после воцерковления, я жила удивительной и благодатной жизнью. Церковь раскрывалась передо мною в своей разносторонней красоте. И вот однажды в таком состоянии полноты жизни я направилась гулять в близлежащий лес. Я шла, в изумлении рассматривая окружающую природу, которая предстала передо мною в таком прекрасном и одушевленном виде, которого я кроме тех дней никогда больше не видела.
Так зашла я довольно глубоко в лес и остановилась, поскольку тропинка закончилась. Я огляделась в поисках дальнейшей дороги и увидела, что издалека ко мне напрямую, не разбирая дороги, бежит хромой старик. Я просто обомлела от страха и думаю: «Дура, дура! Зачем одна пошла!» Вдруг вижу, недалеко в кустах стоит мужчина и на меня смотрит. Тут у меня отлегло. «Ну, – думаю, – если один из них — маньяк, то на глазах у другого он на меня нападать не станет». Опять смотрю в сторону старика. Тот приближается все так же хромым полубегом по прямой траектории. Перевожу взгляд на молодого, но он уже исчез. Тогда я предпринимаю маневр, что бы мне как-то отклониться с траектории следования этого странного старика. Ухожу в сторону. Тогда и он поворачивает так, что я опять оказываюсь у него на прямой линии. Опять сворачиваю, он делает тоже самое. И так несколько раз.
Таким образом, мы своими перемещениями условно как бы рисуем два полукруга, я внешний, а он внутренний. И я понимаю, что поворачивай – не поворачивай, мы с абсолютной неизбежностью столкнемся в одном месте в одно время. Так и получилось. Мы одновременно вышли на широкую тропинку, он оказался на пару метров впереди меня, я за ним. Идем молча друг за другом, причем в ту сторону, откуда этот старик бежал ко мне. Я понимаю, что бежать бесполезно, да и некуда. Я сама ни жива ни мертва от нереальности происходящего, иду и думаю: «Сейчас он обернется, и я увижу лицо беса, тут то мне и наступит конец».
Тогда он, продолжая идти, молча поворачивает ко мне свое лицо в профиль. Я вижу, что это очень красивый старик, и выражение лица такое, что я сразу же успокаиваюсь, но все же не настолько, чтобы хватило духа спросить, кто он такой. Так мы шли некоторое время, и когда рядом показались дачные домики, он свернул в лес.
Стоит ли говорить, что лицо этого старика было очень похоже на иконописный образ Серафима Саровского?
Читайте также:
- Всемирный светильник. Митрополит Вениамин (Федченков) о преподобном Серафиме Саровском.
- Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима. Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии.
- Великий Серафим — святой Саровской пустыни. Подробное житие святого Серафима.
- Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, известное с детства каждому православному человеку.
- Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Пишет Н. Аксакова.Среди лета запоют Пасху. Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году.
- Проповедь о преподобном Серафиме Саровском известного старца и нашего современника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
- Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского. Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова.