Что мешает человеку жить в мире с Богом, что угрожает затемнить, извратить веру, не дать ей принести плод?
В Евангелии ответ на все времена дан Спасителем в притче о сеятеле (Мф. 13:3–23): соблазны лукавого, гонения, испытания, обольщение стяжательством и погружение в житейские заботы. И человек готов сказать Богу: «имей мя отреченна».
Наступают иные времена и постоянно меняющийся мiр сей постоянно предлагает людям старые соблазны под новой личиной.
Да, вызовы меняются. В советское время христианин мог прослыть несовременным чудаком, эдакой «белой вороной», подвергнуться если не физическим репрессиям, то насмешкам окружающих. Сейчас такое уже вряд ли произойдет – Церковь и православные люди уже не диковинку в обществе.
Что же может стать угрозой и вызовом сегодня?
На первое место я бы поставил замену личной веры коллективной идеологией, а отношений с Богом – отношениями с начальством, партией, «тусовкой», вообще, подмену Христа Спасителя миром сим – с его целями и методами. Христос при этом почитается, но не как «посреде нас – живый и действуяй» (эти слова особенно любил святой Иоанн Кронштадтский), а как дорогая книга на полке.
Такое искушение ведет к замене понимания Откровения и вообще искания правды Божией – целесообразностью и правильностью человеческой. Вера при этом уже становится не основанием человеческих поступков для стяжания Царства Божия, а средством достижения чего-либо мирского – общественного согласия, патриотического воспитания, повышения боеготовности или просто дохода.
Признак такого отношения к вере – человек учится почитать «своих» (особенно, начальство), ненавидеть врагов и полностью разучивается просто любить людей – остается равнодушным к таким несовершенным ближним, ведь он думает о более высоких задачах.
Активность такого человека в Церкви больше напоминает кипучую деятельность партийных или комсомольских активистов недавнего прошлого – насколько интенсивную, настолько и имеющую малое отношение к милости и любви к Богу и человеку.
На второе место я бы поместил древнее, но отнюдь не устаревшее правило (в русском языке его иногда именуют «иезуитским»), которое звучит как «цель оправдывает средства». Т.е. если есть некие высокие цели или вечные ценности, то для их достижения многие средства хороши.
Донос? Если служит благородным целям – пригодится.
Демагогия? Ведь все ею пользуются.
Самоуправство? А чего ждать-то? Надо действовать!
Ненависть? Ну а как же без ненависти к врагам? Это же враги истины и Церкви. Ложь? Если убедить себя, что она «во спасение» – возможна.
В христианстве же ответ на вопрос «как?» не менее, а то и более важен, чем на вопрос «что?» – но об этом иногда прочно забывается.
«Приобретет весь мир а душе своей повредит».
На третье место я бы поставил искушение комфортом, благополучием и самоуверенностью. Или, если вспомнить евангельские события, – поиск Христа ради насыщения хлебами (Иоан.6:26). Хлебы ведь были нужны? Конечно. Но не в них было главное.
Искушение же здесь в нахождении такой душевно-благополучной ниши, при которой вера и церковность становится уже не самостоятельной силой, не поиском Воли Божией, а удобной, вкусной и традиционной приправой, практически кулинарной традицией, красивой драпировкой, накинутой на жизнь и позволяющей человеку быть уверенным в своей нынешней правоте и предстоящей благополучной вечной судьбе.
При этом потребительство, стремление к телесным удовольствиям и вообще погруженность в мiр сей могут прекрасно уживаться с такой сугубо внешней традиционностью.
И, наконец, последнее, о чем надо бы вспомнить, – поверхностность, характерная для современного мира, предлагающего массу способов быстрого и нетрудного получения информации. Зашел в «Википедию» – и вроде бы без больших усилий освоил область знаний. Еще не осознал, не прожил, но уже «в курсе», уже считаешь себя знающим, достигшим и способным судить других.
И вот, человек много знает о Боге, но не знает Бога. И получаются такие молодые, довольные собой люди, как сказал о них один проницательный человек, «с очень большой головой и очень маленьким сердцем».
Надеюсь, что вовремя поняв угрозы, будет легче, с помощью Божией, их предупредить.