В редакцию «Правмира» пришло письмо: Я не могу понять замысел Бога о cебе. Кому нужно мое несчастье? Мне скоро будет сорок лет, живу в небольшой квартире с мамой. У меня интересная работа, много друзей, пою на клиросе, преподаю в воскресной школе. Внешность у меня обычная, синим чулком в черном платке никогда не была – участвую в мероприятиях компании и т.д. Но я не замужем, даже жениха никогда не было, как и детей. И, наверное, уже не будет…. Читать далее…
Отвечает публицист и психолог Ольга Гуманова:
Здравствуйте, дорогая Елена!
Я Вас прекрасно понимаю. Я тоже была церковной девушкой, надолго застрявшей в одиночестве — замуж я вышла в 32 года, это мой первый брак. Когда-то в прошлой жизни я много и мучительно думала о причинах своего одиночества и задавала Богу вопросы, на которые не получала ответов.
Когда мне удалось решить свою проблему, я поняла, что хотела бы помогать другим девушкам, оказавшимся в такой же жизненной ситуации. Сейчас я веду семинары для тех, кто хотел бы разобраться в своих отношениях с мужчинами и наладить их.
В Вашем письме я вижу очень много слов о маме. Вам уже почти сорок, но Вы продолжаете жить с мамой вместе. Именно мама принимает за Вас такие важные жизненные решения, как усыновлять или не усыновлять ребенка, уйти в монастырь или оставаться в миру. «Маму не брошу» — это для Вас главное.
В современном мире детей уже давно не женят и не выдают замуж родители. Прежде, чем создать диаду — супружескую пару — сегодняшнему молодому человеку надо отделиться от родительской семьи и стать монадой, семьей из одного члена. Обычно этот этап проходят в студенческие годы или вскоре после окончания вуза — подросшие дети снимают отдельное жилье, иногда переезжают в другой город, начинают отмечать Новый год и другие значимые праздники уже не с родителями, а своей компанией.
Сегодня невозможно вступить в брак, минуя важный этап монады. У многих моих клиенток личная жизнь налаживалась после того, как они снимали отдельное жилье или находили другой способ перестать быть в родительской семье ребенком. Иногда это оказывается очень тяжело, практически невозможно без помощи психолога, длительной личной терапии. Дочь может уехать от матери, например, из Иркутска в Москву, но в голове все равно будут звучать мамины установки, оценки, советы.
Недавно у меня на семинаре был такой случай. Я задала группе вопрос: «Девушки, представьте себе, что вы проснулись одним прекрасным утром и обнаружили у себя чудесную способность очень сильно нравиться мужчинам, очаровывать их, влюблять в себя. Вокруг вас собралась толпа поклонников, они добиваются вашего внимания, наперебой предлагают руку и сердце. Что тогда с вами произойдет?»
Одна девушка, подумав, ответила: «Тогда я перестану быть хорошей девочкой. Мама не одобрит».
Попробуйте сделать такое упражнение. Скажите маме: «Мама, я взрослая женщина и я пошла». Если пока что не хватает духа сказать это маме прямо в лицо, попробуйте сказать это ее фотографии, написать маме такое письмо, но не отправлять.
Еще одно упражнение. Скажите: «Дорогая мама! Даже если это тебя сильно огорчит или, напротив, очень обрадует, я встречу мужчину своей мечты и буду с ним счастлива».
Жизнь в Церкви, участие в Таинствах, пребывание в общине может стать той плодотворной средой, где христианин духовно вырастет, раскроются его таланты, он расцветет. А можно в той же церковной среде найти способ себя засушить и задушить. Не пытаться решить свои проблемы, а убедить себя в том, что именно так жить спасительно и благочестиво. Например, одна моя знакомая в огромной Москве отыскала себе именно такого духовника, который назначал ей епитимьи, отлучал от Причастия и велел класть многочисленные поклоны за то, что она ходила в кафе на светский день рождения и там танцевала с молодым человеком. Девушке было прилично за тридцать, она одевалась так, что ее часто принимали за ревностную мусульманку и в своем возрасте еще ни разу не целовалась и не ходила на свидания.
Конечно, в большом городе не составило бы труда найти священника с совершенно иными взглядами на добрачные отношения полов. Я знаю несколько уважаемых духовников, которые, наоборот, ругали своих чад на выданье за то, что девушки давно не «выезжали в свет», всячески убеждали с юных лет ходить на танцы и присматриваться к молодым людям, а иначе с возрастом будет становиться все тяжелее, и тогда велика вероятность не выдержать тяжести креста одиночества и впасть либо в уныние, либо в блуд. Но та моя знакомая выбрала себе именно духовника скорее монашеского склада. Почему? Да потому что он давал ей отличную возможность ничего в себе не менять и никуда не стремиться. Одинока? Зато всегда есть возможность поплакать о том, что батюшка на танцы ходить не благословляет, а по-другому ну никак не получается знакомиться.
Менять свою жизнь — тяжелый труд. Но подумайте: сколько Вы еще готовы терпеть одиночество? Десять лет, пять, два года, год? Или терпения уже не осталось ни на сколько, ресурс исчерпан? Тогда, может быть, стоит рискнуть?