Самое главное
Приняты решения:
— о прекращении поминовения Константинопольского Патриарха,
— о прекращении сослужения с иерархами КП,
— о приостановке богословских диалогов и других мероприятий с участием КП.Евхаристическое общение сохраняется.
В храмах РПЦ будут возноситься молитвы о единстве Православных Церквей.
Будет обращение к главам Поместных Церквей с призывом начала обсуждения ситуации.
«Священный Синод принял решение о приостановлении поминовения Константинопольского Патриарха. Поминовение будет начинаться с Александрийского Патриарха», — митрополит Иларион, глава ОВЦС.
«То, что мы прекращаем поминовение КП и сослужение с иерархами, не означает полный разрыв евхаристических отношений. Те миряне, которые приезжают на Афон или оказываются в храмах КП, могут причащаться», — митрополит Иларион, глава ОВЦС.
«Прерывание евхаристический отношений — это не просто дипломатический шаг, это серьезнейшая церковная трагедия. Невозможность сослужения и совместной молитвы на литургии являются несомненно тем страшным итогом, к которому очень бы не хотелось приходить. Нынешнее решение Священного Синода — это внешняя форма, за которой пока что не стоит полноценного прерывания литургического общения.
Мы очень рассчитываем на то, что среди мирян, духовенства, епископата Константинопольской Церкви возобладает трезвое и церковное сознание, понимание ошибочности тех шагов, что уже сделаны, и понимание необходимости возобновления диалога, необходимости церковного, а не политически окрашенного подхода в решении украинской проблемы, которая волнует весь православный мир», — пресс-секретарь Патриарха Кирилла Александр Волков.
«Приняли также решения приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, приостановить наше участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители КП, это включает епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры, это включает богословские диалоги и другие мероприятия с участием КП», — митрополит Иларион, глава ОВЦС.
Эксперты о возможности автокефалии
Буквально на глазах Фанар утрачивает признаки православности — но ничего нового в этом нет
Священник Александр Мазырин: «Даже если бы у Константинопольской Патриархии были формальные права на вмешательство в дела других Поместных Церквей (а их нет), в складывающейся ситуации ничего, кроме вреда, это вмешательство не принесет, тем более на Украине, каноническая Православная Церковь которой и без того страждет. Фанар же эти страдания стремится усугубить, так же как он действовал в отношении всей Русской Церкви в 1920-30-е годы, поддерживая раскольников обновленцев и заигрывая с богоборцами большевиками» (читать далее).
Самые драматичные последствия будут для жителей Украины
Владислав Петрушко: «Проблема намного шире — именно в амбициях Константинополя, в его стремлении занять какое-то совершенно особое место в православном мире, который, собственно, перестанет быть православным, если этому сегодня не дать отпор и не отреагировать. Это уже будет какое-то католичество восточного обряда, парадоксальным образом не связанное пока с Римом. Хотя кто знает, какие планы у Константинополя, учитывая давние дружеские связи Фанара и Ватикана, совместные сослужения в день апостолов Петра и Павла в Риме и апостола Андрея в Константинополе.
Все это, конечно, очень и очень тревожно и все это очень неприятно — то, что затеял Константинополь. Он играет с таким огнем, что может запросто взорвать весь православный мир, а не только углубить раскол на Украине» (читать далее).
Церковь переживет и это
Сергей Худиев: «Украинский кризис был для Константинополя возможностью приобрести подлинный духовный авторитет, показать мудрость и заботу о благе Церкви. В свое время Русская Православная Церковь, когда к ней обратились с просьбой принять территорию Южной Осетии под свое окормление, отказалась это сделать, чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской Православной Церкви. Крым до сих пор признается Москвой в качестве территории самоуправляемой Украинской Православной Церкви. Московский Патриархат не стремится перекраивать канонические границы вслед за политическими изменениями или воспользоваться ситуацией, чтобы расширить свою территорию.
Константинополь мог бы поступать так же — более того, Патриарх Варфоломей мог бы сделать много добра Украине и Церкви и возвысить свою кафедру не политическими играми, а примером мудрого и достойного поведения перед лицом исторических вызовов. Увы, он предпочел сам быть светским политиком — и воспринимать всерьез его притязания на всеправославное пастырство, увы, невозможно» (читать далее).