«Уничтожено все — от компьютеров до парт». В поселке Волочанка на Крайнем Севере сгорела единственная школа
Волочанка — поселок в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Центр Аваамской тундры с полярной ночью и вечной мерзлотой. Здесь живет 500 человек, большая часть из них — представители коренных малочисленных народов севера: долганы, нганасаны, ненцы.
Добраться до Волочанки с большой земли можно только по зимнику с октября по март или на вертолете. До ближайшего населенного пункта — 300 километров, а до краевого центра — 1 тысяча 666 по прямой.
О Волочанской школе «Правмир» рассказывал три года назад. Тогда ее бывший директор Денис Теребихин вместе со своими учениками разместил в интернете пост о том, что в школе не хватает учителей.
Ребята сами сочинили обращение:
«Учитель, а вы любите Родину? Я люблю! Приезжайте! Покажу вам тундру, и реку Хета, и озера… Хочу знать английский, чтобы посмотреть мир. Как я буду общаться в других странах, если вы не приедете? Обещаю делать домашнее задание!»
Тогда со всех концов страны и даже из-за границы в тундру полетели письма от учителей. Детям даже пришлось выбирать себе педагога. А в этом году им негде учиться.
Пожарных нет, а тушить ведрами — бесполезно
Пожар начался днем 8 августа. В школе в тот момент никого не было.
— Мы увидели столб дыма, который вырывался из-под крыши здания, зрелище было страшное, там же совсем рядом стоят жилые дома, — рассказывает Ольга Фалькова, жительница Волочанки и мама двух школьниц. — Прибежал весь поселок. Звонили директору, школа была на замке, дверь взломали, пытались хоть что-то спасти.
Пожарной охраны в поселке нет, вызывать спасателей бессмысленно, долететь на вертолете они не успеют. В итоге жители тушили сами — ведрами. Потом работники ЖКХ подогнали трактор с водой.
— Но заливать было уже бесполезно, ветер в тот день был очень сильный, огонь распространялся мгновенно.
Больно было смотреть на пылающую школу, жалко невероятно. За считанные часы здание сгорело полностью.
Спасти удалось немного: часть архива с данными сотрудников, какую-то мебель. А кабинеты, библиотека, компьютерный класс — все уничтожено, — сокрушается Ольга.
Через несколько дней в Волочанку прилетели дознаватели и следователи прокуратуры. Причиной пожара стала проводка, по предварительным данным.
В старом здании промерзает пол
Родителям сообщили, что детей переведут в старую школу. Это маленькое здание, которое было построено в 50-х годах ХХ века. Разместить в нем одновременно 80 учеников невозможно, поэтому придется организовывать две смены.
— Это здание очень ветхое, там хоть и сделали косметический ремонт, но толку мало, — продолжает Ольга. — Я работаю в нем сторожем, зимой на первом этаже там промерзают полы. Переживаю, что в старой школе небезопасно, запросто на голову может штукатурка упасть, но и другого выхода нет.
У Ольги растут две дочери, Жанна и Катя. Старшая идет в 9 класс, младшая — в 7. Девочкам придется учиться в разные смены. «Как мы будем справляться, не знаю», — говорит она. К тому же, учебники полностью сгорели. Но переезжать в Дудинку семья не хочет, а оставлять девочек в интернате одних — тем более.
— Сейчас самое необходимо для школьников — это компьютеры. Интернет в Волочанке был только в сгоревшей школе, в старой школе его нет. Ждем, что прилетит специалист и наладит. Мобильной связи у нас нет вообще, сеть — единственный способ связи с внешним миром.
Продам портрет ради детей
«Я только что получил душераздирающее видео от двух девочек из числа коренных народов, чья школа была разрушена огнем несколько дней назад. И решил провести сбор пожертвований, я продаю одну из моих лучших работ, чтобы помочь им…», — эти слова написал на своей странице в фейсбуке фотограф с мировым именем Александр Химушин.
Он называет себя кочевником с фотоаппаратом. За последние 10 лет Александр Химушин посетил более 80 стран. Так родился его международный проект «Мир в лицах».
Александр снимает портреты людей из коренных народов мира в национальных костюмах. Несколько лет назад он работал в Волочанке и поэтому, узнав о беде, откликнулся.
— Я был в Волочанке в 2018 году, — рассказывает Александр. — Приехал на Таймыр специально, чтобы запечатлеть портреты нганасан и долган. Долго работал в поселке. Чтобы сделать нормальный портрет, нужно познакомиться с человеком, провести с ним время, поэтому я обычно живу несколько недель в том месте, где снимаю. Со мной была группа этнографов, остановились мы как раз в той самой сгоревшей школе. Школа в Волочанке была неким культурным центром, куда помимо уроков дети приходили заниматься народным творчеством, любые активности поселка проходили именно там, на улице же почти всегда холодно. Мне безумно жаль, что теперь школы нет, для меня это потрясение.
Александр решил объявить аукцион и продать одну из своих лучших работ — портрет якутской девочки. Он сейчас висит в штаб-квартире ООН, в прошлом году у фотографа была выставка в Америке и некоторые работы там остались.
Реальная стоимость работы высока, но Александр, по его словам, выставил намного меньше — 5 тысяч долларов. Об аукционе он рассказал у себя на страничке.
— Мне стали писать люди, что очень хотели бы помочь, но такой суммы у них нет. Тогда мы открыли сбор средств.
За 48 часов собрали около 3 тысяч долларов. Я такого даже не ожидал, пожертвования шли со всех стран мира: из Скандинавии, Европы, Америки.
По поводу покупки картины мне написал один человек, мы даже обсуждали варианты доставки работы, я закрыл продажу, а через несколько дней он отказался. Но главное, что благодаря аукциону, нам все равно удалось помочь детям.
Собранные средства будут направлены на закупку оборудования для школы, а также на сохранение культуры и традиций нганасан и долган, учащихся в школе.
Александр считает, что школа в Волочанке была особенной, что в мире нет больше школы, где бы дети небольшого этноса нганасан могли изучать родной язык и культуру. Именно поэтому он и решил поучаствовать в ее судьбе.
Как построить школу в тундре
Детей временно разместят в старой школе, подтвердили «Правмиру» в Управлении образования Таймырского Долгано-Ненецкого района. Насколько это здание пригодно для учебы определит комиссия. Но других вариантов пока нет.
— Сейчас мы закупаем мебель и пытаемся хоть как-то оборудовать учебные кабинеты, — рассказала Марина Ольбик, начальник отдела Управления образования. — Хорошо, что удалось спасти часть документации и модульную столовую. Ее будут присоединять к старой школе и организовывать питание там. Уже есть доски, закупаются книги. На первое время, я считаю, это лучший вариант. Мы не можем оторвать детей от семей и увезти их учиться в другое место.
Районные власти написали заявку на включение Волочанки в программу развития образования и строительство в поселке новой школы.
Но чтобы построить что-то новое в тундре, потребуется много времени: все материалы приходится доставлять вертолетами или по зимнику, леса там нет. Зимник же начинает работать не раньше октября. Поэтому новая школа в Волочанке появится в лучшем случае через год.
Фото Дениса Теребихина, Андрея Кийко, Ольги Фальковой и из архива Александра Химушина