Уникальная икона XVI века временно передана в храм Российского Православного Университета
27 декабря. ПРАВМИР. Музей русской иконы передал храму святого апостола Иоанна Богослова при Российском православном университете уникальную икону Покрова Богородицы XVI века, сообщает Православие.RU.
Икона будет находиться в храме во время пребывания в нем ковчега с частицами Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора (Франция) и Платка Пречистой Девы из Рима.
По словам ученого секретаря музея русской иконы Анны Иванниковой, памятник духовного искусства русского Средневековья выставляется на обозрение впервые. С начала ХХ века икона находилась в частных собраниях, а с момента попадания в коллекцию музея была передана на реставрацию и не экспонировалась.
«Это беспрецедентный, не характерный для музейной практики случай — когда памятник, в настоящее время находящийся в процессе реставрации, в связи с таким важным и знаковым событием мы изымаем из реставрации и передаем в храм», — отметила ученый секретарь.
Икона Покрова установлена над киотом со святынями на некотором возвышении, чтобы избежать возможности непосредственного прикосновения к ней.
«В основе своей это поздний XVI век, но есть включения и XVII, и XIX века. Безусловно, в прошлом это был храмовый образ, и, по всей видимости, он был создан в северных — архангельских — землях. Иконографическая схема, которая представлена на иконе, по предварительным оценкам экспертов, формируется к середине XVI века и совмещает в себе сразу два очень древних иконографических извода изображения праздника Покрова Пресвятой Богородицы: Суздальский и Новгородский. В данном случае мастера отходят от центрического построения иконографической композиции, и Богородица обращается ко Христу в пол-оборота, с развернутым свитком в руках. В одной руке Она держит развернутый свиток, а в другой одновременно держит в руках Покров. За Ее спиной мы видим предстоящих святых: в нижней части это традиционно изображения Романа Сладкопевца и Андрея Юродивого. Такая схема становится излюбленной у иконописцев в последующее время — в XVII-XVIII веках. А этот памятник является одним из самых ранних примеров такого сформировавшегося стиля изображения», — рассказала Анна Иванникова.