Будете в Вологде – зайдите непременно в храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье. Разумеется, я не отговариваю вас от посещения Соборной горки, Спасо-Прилуцкого монастыря, Софийского собора и других замечательных памятников Вологды. Но многоцветный, искрящийся красками фресковый ансамбль Предтеченской церкви ничуть не уступает росписи главного вологодского собора! Недаром еще в 1960 году, в разгар хрущевской антирелигиозной кампании, храм в Рощенье был признан объектом культурного наследия федерального (тогда – общесоюзного) значения.
Однако туристы и паломники редко забредают сюда – и вовсе не потому, что до храма трудно добраться. Дело не в расположении, а в состоянии памятника. Сказать «плачевное» – ничего не сказать… Храм начала XVIII века покрыт трещинами, потеками и следами плесени, кровля местами прохудилась, а редкие по красоте и сюжетным особенностям фрески отсыревают, красочный слой кусками отходит от стены, шелушится и трескается… Впрочем, само расположение храма тоже имеет значение: оно наводит на мысли о причинах такого состояния памятника, ведь храм стоит в сквере на пересечении Предтеченской улицы и Советского проспекта…
Церковь в Рощенье была закрыта в 1924 г. – разве могли большевики допустить, чтобы рядом с площадью Революции (бывшей Сенной), где угнездились теперь советские партийные учреждения и сооружался памятник Ленину, звучала молитва и совершались богослужения. В разные годы храм был приспособлен под – конечно же! — антирелигиозный музей, детский театр, архив ЗАГСа, склад, билетную кассу. На совслужащих, актеров и зрителей, билетеров и кладовщиков взирали со стен евангелисты, пророки, святые, Пресвятая Богородица и Сам Господь наш Иисус Христос…
В 2006 году церковь Иоанна Предтечи в Рощенье была возвращена верующим. Отец Александр Грибанов стал настоятелем храма совсем недавно, в апреле 2015 г. Он хорошо знаком с историей храма и делает все возможное, чтобы сохранить уникальный памятник. Священник рассказал, что церковь была построена в 1710 г., она стала частью большого храмового комплекса Сенной площади, состоявшего также из храма Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградского собора и церкви Николы на Сенной. Все они в советские годы были разрушены, а вот Рощенский храм устоял – в 1920-е годы он был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. Когда в 1960 году церковь взяли на государственную охрану как объект историко-культурного наследия, начались реставрационные работы.
В первую очередь специалисты занялись консервацией фресковой живописи. Однако все их усилия были тщетны из-за того, что гидроизоляцией храма тогда не озаботились. Дело в том, что подземные воды очень близко подходят к фундаменту, от этого стены храма буквально пропитываются влагой. Даже летом здание не может до конца высохнуть: дождевая вода через ветхую кровлю попадает внутрь, водоотводящих коробов нет. О.Александр рассказал, что иконы из иконостаса сейчас находятся в музее, и можно надеяться, что там они в сохранности. Пока и речи нет об их возвращении «домой», где так сыро. По словам прихожан, иногда во время уборки храма коврики на полу храма, которые прикрывают «родную», XVIII века, плитку, приходится просто выжимать… А бесценные фрески еще держатся на стенах не иначе как чудом!
Чем же так знаменит ансамбль фресок Предтеченского храма? Точно известна дата росписи – это 1717 год, а вот имена художников доподлинно узнать не удалось. Существует предположение, что росписью руководил знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова, автора фресок вологодского Софийского собора. Предтеченские росписи относятся к памятникам поздней монументальной церковной живописи, в которых продолжались традиции росписей XVII столетия, но при этом заметны и западные барочные влияния. В куполе храма изображено «Отечество». На восьмигранном своде ряд композиций образуют иллюстративную серию «Символа веры». Верхние регистры росписи посвящены земной жизни Христа, ниже следует композиции апостольских деяний, в том числе — сцены мученической кончины апостолов. На стенах четверика подробно проиллюстрировано житие святого Иоанна Предтечи и композиции на тему Акафиста Божией Матери.
Искусствовед Ирина Языкова – завкафедрой христианского искусства Библейско-богословского института св.апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, побывав недавно в Предтеченском храме, отметила: «Уникальные фрески находятся в плачевном состоянии и, конечно, срочно нуждаются в реставрации. При всем том, что у нас сегодня так много говорится о патриотизме, видеть гибель национального достояния крайне прискорбно. Это значит, что слова у нас расходятся с делами. Не так много храмов с росписями рубежа XVII-XVIII вв. сохранилось, а этот памятник, действительно, уникальный. Программа росписи весьма оригинальна: она представляет собой попытку соединения ветхозаветных и новозаветных сюжетов (что мы видим в куполе) таким образом, чтобы показать историю спасения, причем не путем последовательного повествования, а именно через сплетение сюжетов. Такой подход иконописцев напоминает верующим, что Новый завет неразрывно связан с Ветхим, и эту связь подчеркивал сам Спаситель. К тому же памятник точно датированный, что бывает не так уж часто. Так что культурная общественность не должна обойти молчанием тот факт, что фрески такого уровня находятся в состоянии, близком к гибели».
По словам о. Александра, чуть ли не первое, что он сделал, когда стал настоятелем, — принялся за составление официальной заявки в Министерство культуры РФ, чтобы Предтеченский храм в Рощенье был включен в федеральную программу «Культура России». С тех пор с его уст не сходят такие выражения, как «усиление несущих конструкций», «водоотводящий дренаж», «ремонт кровли», «выравнивание полов», а «гидроизоляция», наверное, снится ему по ночам… Только после проведения всех этих работ можно будет говорить о реставрации фресок. Чтобы сформировать всю научно-проектную документацию, уже пришлось проделать немалую работу, причем батюшке помогали прихожане и друзья: альпинист бесплатно сделал снимки крыши, фотоателье согласилось отпечатать необходимые фотографии. Настоятель, клирики и прихожане храма надеются, что заявка будет удовлетворена. Но этот тот случай, когда, как говорится, ремонт и реставрация нужны были еще вчера. А храму уже сейчас требуется помощь.
Все, кто хочет принять участие в сохранении уникального памятника, могут переслать свои пожертвования по реквизитам, опубликованным на сайте храма Иоанна Предтечи в Рощенье и на страничке прихода Вконтакте. А настоятель и прихожане обещают молиться за всех помощников и жертвователей.
Фото Ирины Глазовой