В миссионерском служении, безусловно, существуют проблемы этики и этикета. Самое главное, чтобы человек, обращаясь с проповедью христианства, не унизил собеседника. Тем более, если мы разговариваем с человеком, мало знающим о Христе и христианстве в силу своей необразованности, недостаточного культурного уровня или воспитанного в других религиозных традициях.

Поэтому, начиная с ним разговор, мы должны всегда помнить, что важно увидеть себя на его стороне, постараться увидеть его душу, почувствовать,  в каком ключе и о чем можно с ним говорить, чтобы не оскорбить. Встречаясь с разными людьми, разными слоями общества, апостол Павел вывел замечательную «миссионерскую формулу»: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» (1Кор. 9:22). О чем здесь речь? Совсем не о презрении – мол, вот, я – христианин, последователь истинной веры, а вы где-то блуждаете… Просто собеседники Павла чувствовали, что его слова о Христе идут из глубины сердца. Стоял ли перед ним еврей, грек или скиф – он искренне заинтересован его жизнью, душой и ни в коей мере не хочет его оскорбить, не затрагивает сакраментальных струн веры, убеждений или происхождения. Все это, в комплексе придает действенность слову миссионера. Я думаю, в подобной вежливости заключаются этика и этикет миссии.

Главное, что не должен делать миссионер – не нарушать свободу, духовный мир своего собеседника. Ведь это навсегда может отторгнуть его от христианства. Не нужно никогда спешить. Бывает, что человек слушает вас год, два, а потом приходит ко Христу. А иногда воцерковляется быстро, но, к сожалению, очень поверхностно. А, в итоге, через некоторое время просто уходит из Церкви. Поэтому, главный принцип миссионера – не нарушить духовный мир человека, не делать заявлений, которые могут его оскорбить или, наоборот представить Церковь в слишком радужных тонах. Мол, сейчас примешь крещение, и все будет хорошо. То есть, не выдавать желаемое за действительное. Нельзя вводить в Церковь через заведомую ложь!

Глядя на нас, Господь говорит: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Подчас поведение и отношение людей в христианской общине делается как раз той самой солью… Люди пробуют ее на вкус, но кроме горечи ничего не испытывают. Поэтому зачастую хамское, грубое, недостойное поведение во внутрихристианском диалоге или семейной жизни приводит к отторжению тех, кто еще не стал христианином или только идет к Церкви.Я думаю, настала пора разработать некий кодекс этики и этикета православного миссионера. Как правильно отнестись к тем или иным социальным группам, слоям общества в поведенческом, этическом, духовном и культурном плане? В этом «кодексе» можно указать, что дозволенно миссионеру, а что нет, причем, ни в коем случае. Ведь служение миссионера очень схоже с работой врача – не навреди! Если навредишь, человек на всю жизнь получит ядовитую «миссионерскую прививку». А представьте, если такой «воцерковленный миссионер» будет учить других «технике миссионерства» с теми же нарушениями духовных и моральных норм…

Опубликовано в спецвыпуске журнала «Призвание», посвященном миссионерской работе.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.