Источник: http://journal.spbu.ru/
На встречу пришли 14 священников. Самый молодой — диакон храма Святых апостолов Петра и Павла в РГПУ отец Владимир Василик, окончил Филологический факультет в 1992 году. А самый старший — архимандрит Ианнуарий (в миру — Дмитрий Яковлевич Ивлиев), профессор Духовной академии, окончил Физический факультет в 1966–м.
Собрались выпускники разных факультетов: биолог, историк, филолог, математик, психолог, но больше всего было физиков (9, включая отца Кирилла). Среди 14 священников только один лютеранин — отец Александр Пастoр, президент Генерального синода лютеранской церкви, настоятель Петеркирхе. А все остальные — православные.
— К сожалению, слова «благородство», «духовность», «достоинство» порой бывают забыты. Сегодня церковь возрождает эти понятия, — заметила президент культурного фонда «Знаменитые универсанты» профессор Нинель Яковлевна ОЛЕСИЧ. Она сообщила о том, что готовится выпуск книги «Влиятельные универсанты», который будет посвящен священникам, окончившим Университет. Анкеты собравшихся и часть материалов круглого стола должны войти в это издание.
Отец Кирилл Копейкин , начиная дискуссию, признался:
— Учась на физфаке, я часто попадал в двусмысленную ситуацию: когда был на лекции, то чувствовал себя в ХХ веке, а приходя в церковь, оказывался в XVI веке. Было такое шизофреническое раздвоение сознания… Как его преодолеть? Как согласовать две точки зрения, научную и религиозную?
Истории их жизни, истории пути
И ответы на эти вопросы были разные, порой диаметрально противоположные. Потому что к вере и к церкви каждый из священников пришел по-своему.
Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) , профессор Духовной академии, рассказал о том, что семья его родителей была нецерковная. Он поступил на Физический факультет в 1962 году. После физфака работал на кафедре физики Земли:
— Там была атмосфера истинной интеллигентности — образованность, широкий кругозор, нравственное чутье, совестливость. И это впитывалось, влияло на молодые умы… Одновременно вольнослушателем я посещал классическое отделение филфака, слушал лекции профессора О.И.Доватура. В итоге поступил в Духовную академию в 1975 году. Сан принял в 1979–м, работаю в синодальных комиссиях, богословской и библейской.
Отец Кирилл рассказал, что слушатели Духовной семинарии и академии подают прошения, когда защищают работы. И научный руководитель их подписывает. А ректор рассматривает прошения и удивляется: когда отец Ианнуарий столько успевает? Но его выпускники защищают замечательные работы!
***
Отца Александра ВИНОГРАДОВА к церкви привел… Алексей Федорович Лосев. Окончив физфак в 1986 году по специальности «радиофизика», он работал в Калининграде, в тогдашнем центре космической науки. Интересовался только физикой, мировоззренческие вопросы его не занимали. И уже став аспирантом, в 1988 году зашел в книжный магазин.
— Прошелся взглядом по пыльным книжным полкам, механически открыл одну книжечку. Вижу на обложке: «Политиздат». Ну, что там может такого?.. Но раскрыв книгу на первой попавшейся странице, почувствовал силу мысли настоящего философа. И обомлел!.. Знаете, образование в Университете прививает вкус и чутье к мысли, к слову. А это была книга А.Ф.Лосева «Дерзание духа»…
Когда учился в аспирантуре, много времени проводил в библиотеке. Сидел в одном и том же зале Ленинской библиотеки, за одним и тем же столом, вокруг — одни и те же лица. Но мы не знакомы, не общаемся, хотя знаем друг друга в лицо. И вот как-то коллега в конце рабочего дня поинтересовался, глядя на мои две стопки книг — одна по физике, другая по философии: «Какова ваша проблема?» — «Меня не отпускает вопрос смысла жизни». Он вздохнул с позиции старшего: дескать, мне бы ваши проблемы…
Отец Александр крестился в 1992 году в Николо-Введенском храме. Закончил Духовную семинарию и служит в Зеленограде. С отцом Кириллом Копейкиным они встретились случайно на богословской конференции. Отец Александр подошел и сразу поинтересовался: «Вы физик? — Значит, коллеги…»
***
Архимандрит АВГУСТИН (в миру — Дмитрий Евгеньевич Никитин) был первым выпускником Университета, учившимся в Духовной академии. Еще в 8–9 классе он ощутил фальшь коммунистической идеологии и потребность в вере. В 10 классе пришел на Обводный, 17, в Духовную семинарию с вопросом: как поступить? Тогда был пик хрущевских гонений, в семинарию брали только из семей духовенства. Поэтому он поступил не в семинарию, а на физфак ЛГУ. Учился вместе с будущим отцом Александром Пастoром, окончил физический факультет в 1969 году.
— Тогда говорили: наконец, диплом получен, пора подумать и о призвании… На последнем курсе нам читали научный атеизм. И я послал лектору записку с цитатой из Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» — Он ответил не сразу, а в самом конце лекции: «Сказано в Писании также: «покаявшийся в последний день, и тот спасен будет…»»
После физфака подал прошение в Духовную семинарию. Ректор митрополит Никодим лично беседовал с ленинградцами. Меня проэкзаменовали и зачислили сразу в Академию, но надо было досдать шесть предметов… В Духовной академии тогда были выпускники из Горного, из Технологического, из Лесотехнической академии, а из Университета я был первым. Поступил с большим трудом, учился под пристальным контролем КГБ. В конце 1 курса устроили обыск на квартире, нашли запрещенного Бердяева — но сочли, что на 70–ю статью не тянет…Владыка Никодим меня прикрыл своей широкой спиной.
Отец Августин принял священный сан в 1973 году, с того времени преподает в Духовной академии, больше 30 лет. Некоторые его ученики стали протоиереями, митрополитами. А он с улыбкой вспоминает, как они прятали шпаргалки в рукавах рясы… С 1992 года отец Августин на Восточном факультете СПбГУ читает курс истории взаимодействия Русской православной церкви со странами Востока. А еще отец Августин —путешественник, объездил весь Советский Союз. После развала СССР начал осваивать зарубежье, уже побывал в 86 странах.
***
Протоиерей Игорь АЛЕКСАНДРОВ , священник храма Ильи Пророка на Пороховых, впервые прочитал Евангелие в 24 года. Хотя получил традиционное бабушкино воспитание, с детства знал вкус Святого причастия, да и запах кадила не вызывал отторжения. Но потом учился в советской школе, поступил на Физический факультет ЛГУ — и тогда не искал Бога.
— От бабушек осталось табу, некая граница: нельзя смеяться над верой. Это проросло позднее и в сознательную жизнь. В конце 70–х задумывался: над чем мои дети не будут смеяться?. . Тогда и начались поиски общины друзей по вере. Познакомился с Константином Ивановым, одним из основателей университетской общины. Читал религиозную литературу из самиздата и тамиздата, 10 лет был прихожанином храма Иоанна Богослова в Лавре.
В начале 80–х он поступил в семинарию. А в 1988–м была знаменитая выставка «Утраченные памятники архитектуры Петербурга». Среди утраченных памятников 80% — это храмы, поэтому и публика была соответствующая. Познакомился там с общиной храма Ильи Пророка на Пороховых. Отец Александр никогда прежде не бывал в этом районе, в этом храме. Приехал, понравилось. В 1990–м его пригласили читать в храме. Он тогда работал в НИИ электротехнических устройств, только-только стали возникать научные кооперативы, были какие-то надежды. Но он ушел, и не жалеет об этом…
***
Протоиерей Александр СТЕПАНОВ к вере пришел самостоятельно, от неверия. От бабушек ему достались церковные книги, переписанные от руки псалмы. Окончив Физический факультет ЛГУ, он защитился, работал в ЛИСИ на кафедре физики. В 80–е годы жил в общине, полуподпольной группе верующих, настроенных на церковную жизнь. Пастырем был протоиерей Василий Лесняк.
— Общинная жизнь вылилась в социальное служение: в больнице мы ухаживали за лежачими больными, не открывая религиозных мотивов. Так же пришел и в тюрьму: посетил группу заключенных, которые достали Евангелие, интересовались верой. До сих пор служу в Пулковской детской колонии.
Отца Александра назначили на службу в тюремный храм в колонии «Металлострой», и он стал первым тюремным священником в России. Сейчас возглавляет отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, работает в братстве Святой Анастасии, у них есть детский приют, сестричество. С 2000 года ведет передачи первой православной радиостанции «Град Петров».
Вера и наука
Как же вера соотносится с наукой в жизни священников, выпускников Университета? Они ответили и на этот вопрос отца Кирилла.
Вариант первый. Оказалось, многие священники удачно сочетают занятия наукой и служение в церкви — как, например, отец Константин Константинов, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади и старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины (он окончил Биолого-почвенный факультет в 1985 году).
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) преподает в Духовной академии и на Факультете филологии и искусств СПбГУ, архимандрит Августин (Никитин) — в Духовной академии и на Восточном факультете СПбГУ.
Или, скажем, отец Владимир Василик — диакон храма Святых апостолов Петра и Павла в РГПУ им. А.И.Герцена, а также и.о.директора Центра исторической психологии. Он одновременно преподает в Духовной академии и на кафедре славянских и балканских стран Исторического факультета РГПУ. Отец Владимир окончил Филологический факультет в 1992 году, а в 2001–м защитил кандидатскую диссертацию (ему оппонировал С.С.Аверинцев) и окончил заочно Свято-Тихоновский богословский институт.
— Наука и вера — суть родные сестры, и не должны ссориться, — считает отец Владимир. — Блаженный Августин сказал: «Верую, чтобы понимать. Понимаю, чтобы веровать…»
— У меня нет противоречия между верой и наукой. Они сливаются в единый поток, который движется вперед, к Богу, — так видит проблему отец Валерий ШВЕЦОВ, настоятель прихода преподобного Андрея Критского в посёлке Володарский, благочинный Красносельского благочиния (он окончил Физический факультет и спецфакультет психологии). — Я из семьи не церковной, но к 15 годам понял, что жизнь тоньше, чем говорили в школе. И есть причина всему, раз мир устроен столь целесообразно. Поэтому пошел на физфак — но мировоззренческие проблемы не решил… Судьба привела в круг людей (в этом кругу был и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)), которые помогли понять: мало знать, что есть Бог — надо установить с Ним личные отношения.
Есть и второй вариант решения проблемы. Кто-то распрощался с наукой — как отец Игорь Александров, священник храма Ильи Пророка на Пороховых (он работал в НИИ электротехнических устройств, но ушел из науки в начале 90–х):
— Наука и религия — две области познания мира. Наука — наиболее надежный способ познания тварного мира, а религия дает нам внутренний опыт. Как удается их совмещать?
— Противоречия между наукой и религией для меня не было. Бога вытеснили — считалось, что Бог только в церкви, а в жизни Его нет, — вспомнил протоиерей Алексий Крылов, настоятель Чесменской церкви. — Но ведь если Он — Спаситель, тогда Он спасает и науку. И здесь, в науке, нашлось место Богу. Банальный рационализм отступал, чтобы открыть двери восприятия… (отец Алексий, окончивший Физический факультет и работавший в НИФИ, пришел к вере через знакомых и друзей).
Возможен и третий вариант. Кто-то, оставаясь священником, использует науку для исследований как инструмент познания мира, который не мешает вере.
— Вера и наука настолько разные. Все равно что спросить: противоречит ли зеленое сладкому?.. — пожимает плечами отец Иануарий. — Вера — это мировоззрение, а наука — все то, чему можно научиться. Они смыкаются там, где вера выражает себя в слове. При исследованиях Нового Завета я пользуюсь научными методиками, и это никак не отражается на моей вере.
— Вера и наука — две разные сферы, с одной стороны — глубокий внутренний опыт, с другой — рациональное познание окружающего мира. Они связаны, но не пересекаются, и между ними нет противоречия, — убежден протоиерей Александр Степанов.
Есть также вариант четвертый. Кто-то, как отец Кирилл Копейкин (кандидат физико-математических наук и кандидат богословия, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии), всеми силами пытается совместить науку и религию в поисках некой высшей точки их слияния.
— Решение вопроса о соотношении религии и науки пришло ко мне по наследству. Среди моих предков — священник Николай Петров, выпускник Духовной академии 1915 года, — рассказал диакон Алексий Шишов. — А я просто слушал, что говорит ангел-хранитель.
Он окончил Военмех и спецфакультет прикладной математики СПбГУ. Работал в области физики взрыва в НИИ морского флота, в Горном институте, в Центре вычислительных технологий при физфаке СПбГУ… А потом рядом с его домом организовали приход, и он пришел в храм. Оказалось, нужен чтец — он пошел и стал диаконом…
Ответы на вопрос о вере и науке явно разные, но в чем-то они похожи. Выпускники Университета, ставшие священниками, каждый по-своему, разрешили противоречие между верой и жизнью, между наукой и религией.
— Многие люди, когда приходят в церковь, испытывают искушение и считают, что нужно забыть, чему их учили в школе и в университете, подстричься под горшок, хлебать щи лаптем и жить по-простецки… Но если идешь таким путем, то мигом выпадаешь из этого мира, — подвел итоги дискуссии отец Кирилл. — Мы же стремимся к целостности в сегодняшнем мире. А для этого надо научиться быть верующими, сохранить те преимущества, которые дает свет науки, и не утратить приобщенность к миру.
Главная идея, лежащая в основании университета, — это идея универсальности знания. Не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, а знания, способного с единой точки зрения охватить всё целое, весь universum. Идея эта сформировалась в контексте европейской христианской традиции. И в этой устремленности к поиску целокупного знания Университет, как это ни покажется странным на первый взгляд, чрезвычайно близок Церкви.
Задача Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку обрести целостное знание — знание Бога и знание мира. Однако если для теоретизирующей науки познать значит суметь отcтраниться от всего случайного, охватить познаваемое умственным взором и создать теоретическую модель, то в контексте церковной традиции познание всегда понималось как при-общение, как со-единение в едином со-бытии. Знать Бога значит иметь опыт со-общения с Ним — сообщения литургического. И лишь чрез опыт познания Творца открывается человеку видение всего сотворённого Им мира, ибо «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4, 13).
Пусть даже внешнее познание оказывается ограниченным, — по мысли преподобного Максима Исповедника, сам предел внешнего, отстраненного познания тварного бытия полагается Богом для того, чтобы подтолкнуть нас к богопознанию. Подобно тому, как родители сначала дают детям игрушки для того, чтобы занять, заинтересовать их и содействовать развитию их способностей, так и божественный Логос хочет сначала через красоту и разнообразие явлений чувственного мира заинтересовать и побудить к познавательной деятельности человечество, чтобы тот, кто познал через рассмотрение и изучение природы, в чем заключается истина, обратился мыслью от твари к самому Творцу и искал уже иных средств к более прямому Его познанию.
…Все священники, выпускники Университета, благодарны альма матер. Именно соборность университетской жизни, духовная свобода, царящая здесь, помогли им обрести Истину. Как отметил отец Валерий Швецов: «Благодарен Богу за то, что учился в Университете. Это дает возможность понимать паству, быть на уровне культурных образованных людей…»
Евгений Голубев
Фото Андрея Дубровского