Жесткость или сострадание?
Можно ли сочетать в управлении организацией жесткость и сострадание? Каковы плюсы и минусы позиций жестких управленцев и эмоционально сопричастных руководителей? Какими должны быть критерии эффективности для некоммерческой организации? Эти и многие другие вопросы обсудили во время дебатов лидеров некоммерческих организаций и бизнес-экспертов. Дебаты на тему «Сострадание или жесткий менеджмент в управлении НКО: что выбрать?» состоялись 23 июня в Пресс-центра МИА «Россия-сегодня».

 

Собравшиеся поделились на две команды: жесткий менеджмент против управления, основанного на сострадании.

«Руководить НКО как типичной бизнес-структурой или проявлять только сострадание и доброту?», — такой вопрос поставили перед участниками.

«В России зарегистрировано 132 тысячи НКО. В этом секторе работает миллион людей. При этом вы никогда не услышите о том, что руководитель НКО вошел в рейтинг лучших руководителей или одна из НКО стала лучшим работодателем. В кадровом секторе очень мало информации об НКО, но этот сектор генерирует необыкновенное количество добрых дел», — сказала Александра Александрова, открывая дебаты.

По ее словам исследования показали, что средний возраста работника НКО — 51 год, пол — женский, но на конкурс в кадровый резерв ресурсного центра Комитета общественных связей «Таланты для добрых дел» пришло около трех тысяч разных резюме. Соискатели, как и руководители НКО разделились на две команды.

За «сострадание» выступали:

  • Елена Захарова, член ОП РФ, директор фонда «Созидание»
  • Анна Белокрыльцева директор «Студио-диалог»
  • Дмитрий Поликанов, президент фонда «Со-единение»
  • Елена Мозенкова-Волохова, директор фонда «Подари любовь миру»
  • Мария Морозова, член Совета Директоров представительства Международной Федерации Коучинга в России

В команду «жесткого менеджмента»:

  • Яна Поплавская, руководитель «Фонда помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию имени Яны Поплавской»
  • Михаил Бондарев, учредитель фонда «Шередарь»
  • Наталья Каминарская, руководитель проекта «БлагоСфера»
  • Оксана Орычева, генеральный директор фонда Владимира Потанина

Выступая в защиту «жесткого менеджмента», Михаил Бондарев сказал, что «добрые дела рождают много добрых людей. В работу входит одна команда, а выходит совершенно другая. Но профессионализм в области НКО подразумевает и доброту». По его словам жесткий менеджмент не мешает состраданию.

Михаил Бондарев и Оксана Орычева

Михаил Бондарев и Оксана Орычева. Фото mskagency.ru

Наталья Каминарская уверена: для эффективной работы нужны эффективные правила. «Я против слова ’добрые дела’», — сказала она, — «мы решаем задачи».

Яна Поплавская отметила, что главное — «найти хорошего заместителя директора», разделив роли «доброго» и «злого» полицейского между двумя управляющими компании. «Без эмпатии к чужим бедам не получится ничего», — сказала Яна. При этом, эффективным менеджментом может заниматься заместитель руководителя.

Дмитрий Поликанов, выступая на стороне «сострадания» сказал, что сострадание в его понимании не равно жалости. Но ведение работы с пациентами в НКО немыслимо без этого чувства. «Я за деятельное сострадание», — заключил Дмитрий.

«Я не сторонник только сострадания», — призналась Елена Захарова, — «Но людьми должно двигать желание сделать мир лучше. Лидер должен нести идею».

Анна Белокрыльцева напомнила, что НКО обычно — не крупные структуры, где очень важен менеджмент и работают десятки людей. Все люди в НКО должны быть единомышленниками. «Труднее поменять ценности человека, чем научить его эффективному менеджмента», — сказала Анна.

Анна Белокрыльцева и Елена Мозенкова-Волохова

Анна Белокрыльцева и Елена Мозенкова-Волохова. Фото mskagency.ru

Елена Мозенкова-Волохова отметила, что «работа НКО должна быть построена прежде всего на культуре милосердия».

Кейс

Командам предложили решить кейс: организация, которой предоставляет гранты на благотворительную деятельность Комитет общественных связей, помогает устроиться в жизни женщинам, который освободились из мест лишения свободы. При этом организация срывает сроки, постоянно меняет проекты и подпроекты. «Надо ли продолжать сотрудничество?», — спросила Александра Александрова.

«Это — стандартная ситуация», — ответила Оксана Орычева, — «Получается, что организация получает финансирование на проект, который не был согласован. Мой совет — разорвать отношения, так как эффективного сотрудничества не получится».

Дмитрий Поликанов возразил, что многие просто не умеют работать с документацией. В своем фонде он организует тренинги для таких организаций, чтобы вместе продолжать общественную деятельность.

Елена Захарова вспомнила, как помогала одной цыганской ассоциации организовать обучение детей и соблюдение сроков и договоренностей так страдало, что ей пришлось лично вызвать цыганского барона, после чего все договоренности соблюдались уже неукоснительно. «Обратитесь к авторитетному человеку», — посоветовала Елена Захарова.

Эффективный менеджер — это хороший специалист или человек, знающий о благотворительности все?

Следующим этапом стал «выбор» идеального сотрудника. Яна Поплавская сказала, что человек, лишенный эмпатии просто не придет работать в НКО, так как туда приходят «не за деньгами». «Мы знаем, что такое стартап для фонда — тяжелые времена. Нужна команда людей, разделяющих твои идеи. Человек, который приходит в НКО за деньгами, не сможет работать. Деньги — это инструмент, позволяющий помогать людям».

«На этапе отбора очень важно выбрать тех людей, которые обладают гуманитарным ценностным ДНК. Даже бухгалтер и „айтишник“ должны разделять ваши ценности», — сказала Мария Морозова.

С эмоциональным выгоранием сотрудников Елена Мозенкова-Волохова борется с помощью положительных эмоций: «Наша мотивация — это эмоции, которые мы получаем, слова благодарности».

Михаил Бондарев, в свою очередь, сотрудников мотивирует «достойной заработной платой».

Помочь ста детям и отказать сто первому?

На вопрос модератора о том, как быть, если вы помогли ста детям, но на помощь сто первому уже не хватает, Яна Поплавская ответила историей из собственной практики работы на программе «Времечко»:

«Однажды ко мне в эфир пришел Михаил Зурабов. Тогда еще — действующий Министр Здравоохранения. Я тогда собрала 140 тысяч евро на пересадку костного мозга одному ребенку. В то же время шел сбор на окклюдеры нескольким детям.

— Вы представляете, сколько окклюдеров мы могли бы купить на эти деньги? — Спросил Зурабов.

Я сказала Зурабову, что он не Бог и даже не министр здравоохранения. Он — математик. Зурабов обиделся».

«Менеджерская позиция — искать выход из сложившейся ситуации», — заключила Наталья Каминарская, предложив НКО в таких случаях объединяться и помогать друг другу и пациентам.

Наталья Каминарская

Наталья Каминарская. Фото mskagency.ru

Завершая дебаты, Михаил призвал работников НКО «не ждать благодарности», вспомнив анекдот «-Доктор, вы мне так помогли, я вас никогда не забуду! — Забудете, забудете. Еще жаловаться придете».

Гости мероприятия проголосовали за позицию команд. С большим отрывом (69% против 31%) победил «жесткий менеджмент».

Фотографии Агентства городских новостей «Москва»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.