Собравшиеся поделились на две команды: жесткий менеджмент против управления, основанного на сострадании.
«Руководить НКО как типичной бизнес-структурой или проявлять только сострадание и доброту?», — такой вопрос поставили перед участниками.
«В России зарегистрировано 132 тысячи НКО. В этом секторе работает миллион людей. При этом вы никогда не услышите о том, что руководитель НКО вошел в рейтинг лучших руководителей или одна из НКО стала лучшим работодателем. В кадровом секторе очень мало информации об НКО, но этот сектор генерирует необыкновенное количество добрых дел», — сказала Александра Александрова, открывая дебаты.
По ее словам исследования показали, что средний возраста работника НКО — 51 год, пол — женский, но на конкурс в кадровый резерв ресурсного центра Комитета общественных связей «Таланты для добрых дел» пришло около трех тысяч разных резюме. Соискатели, как и руководители НКО разделились на две команды.
За «сострадание» выступали:
- Елена Захарова, член ОП РФ, директор фонда «Созидание»
- Анна Белокрыльцева директор «Студио-диалог»
- Дмитрий Поликанов, президент фонда «Со-единение»
- Елена Мозенкова-Волохова, директор фонда «Подари любовь миру»
- Мария Морозова, член Совета Директоров представительства Международной Федерации Коучинга в России
В команду «жесткого менеджмента»:
- Яна Поплавская, руководитель «Фонда помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию имени Яны Поплавской»
- Михаил Бондарев, учредитель фонда «Шередарь»
- Наталья Каминарская, руководитель проекта «БлагоСфера»
- Оксана Орычева, генеральный директор фонда Владимира Потанина
Выступая в защиту «жесткого менеджмента», Михаил Бондарев сказал, что «добрые дела рождают много добрых людей. В работу входит одна команда, а выходит совершенно другая. Но профессионализм в области НКО подразумевает и доброту». По его словам жесткий менеджмент не мешает состраданию.
Наталья Каминарская уверена: для эффективной работы нужны эффективные правила. «Я против слова ’добрые дела’», — сказала она, — «мы решаем задачи».
Яна Поплавская отметила, что главное — «найти хорошего заместителя директора», разделив роли «доброго» и «злого» полицейского между двумя управляющими компании. «Без эмпатии к чужим бедам не получится ничего», — сказала Яна. При этом, эффективным менеджментом может заниматься заместитель руководителя.
Дмитрий Поликанов, выступая на стороне «сострадания» сказал, что сострадание в его понимании не равно жалости. Но ведение работы с пациентами в НКО немыслимо без этого чувства. «Я за деятельное сострадание», — заключил Дмитрий.
«Я не сторонник только сострадания», — призналась Елена Захарова, — «Но людьми должно двигать желание сделать мир лучше. Лидер должен нести идею».
Анна Белокрыльцева напомнила, что НКО обычно — не крупные структуры, где очень важен менеджмент и работают десятки людей. Все люди в НКО должны быть единомышленниками. «Труднее поменять ценности человека, чем научить его эффективному менеджмента», — сказала Анна.
Елена Мозенкова-Волохова отметила, что «работа НКО должна быть построена прежде всего на культуре милосердия».
Кейс
Командам предложили решить кейс: организация, которой предоставляет гранты на благотворительную деятельность Комитет общественных связей, помогает устроиться в жизни женщинам, который освободились из мест лишения свободы. При этом организация срывает сроки, постоянно меняет проекты и подпроекты. «Надо ли продолжать сотрудничество?», — спросила Александра Александрова.
«Это — стандартная ситуация», — ответила Оксана Орычева, — «Получается, что организация получает финансирование на проект, который не был согласован. Мой совет — разорвать отношения, так как эффективного сотрудничества не получится».
Дмитрий Поликанов возразил, что многие просто не умеют работать с документацией. В своем фонде он организует тренинги для таких организаций, чтобы вместе продолжать общественную деятельность.
Елена Захарова вспомнила, как помогала одной цыганской ассоциации организовать обучение детей и соблюдение сроков и договоренностей так страдало, что ей пришлось лично вызвать цыганского барона, после чего все договоренности соблюдались уже неукоснительно. «Обратитесь к авторитетному человеку», — посоветовала Елена Захарова.
Эффективный менеджер — это хороший специалист или человек, знающий о благотворительности все?
Следующим этапом стал «выбор» идеального сотрудника. Яна Поплавская сказала, что человек, лишенный эмпатии просто не придет работать в НКО, так как туда приходят «не за деньгами». «Мы знаем, что такое стартап для фонда — тяжелые времена. Нужна команда людей, разделяющих твои идеи. Человек, который приходит в НКО за деньгами, не сможет работать. Деньги — это инструмент, позволяющий помогать людям».
«На этапе отбора очень важно выбрать тех людей, которые обладают гуманитарным ценностным ДНК. Даже бухгалтер и „айтишник“ должны разделять ваши ценности», — сказала Мария Морозова.
С эмоциональным выгоранием сотрудников Елена Мозенкова-Волохова борется с помощью положительных эмоций: «Наша мотивация — это эмоции, которые мы получаем, слова благодарности».
Михаил Бондарев, в свою очередь, сотрудников мотивирует «достойной заработной платой».
Помочь ста детям и отказать сто первому?
На вопрос модератора о том, как быть, если вы помогли ста детям, но на помощь сто первому уже не хватает, Яна Поплавская ответила историей из собственной практики работы на программе «Времечко»:
«Однажды ко мне в эфир пришел Михаил Зурабов. Тогда еще — действующий Министр Здравоохранения. Я тогда собрала 140 тысяч евро на пересадку костного мозга одному ребенку. В то же время шел сбор на окклюдеры нескольким детям.
— Вы представляете, сколько окклюдеров мы могли бы купить на эти деньги? — Спросил Зурабов.
Я сказала Зурабову, что он не Бог и даже не министр здравоохранения. Он — математик. Зурабов обиделся».
«Менеджерская позиция — искать выход из сложившейся ситуации», — заключила Наталья Каминарская, предложив НКО в таких случаях объединяться и помогать друг другу и пациентам.
Завершая дебаты, Михаил призвал работников НКО «не ждать благодарности», вспомнив анекдот «-Доктор, вы мне так помогли, я вас никогда не забуду! — Забудете, забудете. Еще жаловаться придете».
Гости мероприятия проголосовали за позицию команд. С большим отрывом (69% против 31%) победил «жесткий менеджмент».
Фотографии Агентства городских новостей «Москва»