В таком большом и интенсивном городе, как Москва взгляд устает от нагромождения объектов. Каждый из них просит и требует быть увиденным. Новая выставка, предлагающая нам посмотреть на что-то новое, рискует остаться незамеченной, ведь сам этот город — большая, никогда не закрывающаяся и ежедневно обновляемая экспозиция.
И, тем не менее, иногда чувствуешь, что есть выставки, куда нужно пойти лично тебе, поскольку там, по твоему собственному предощущению, есть шанс увидеть нечто важное для твоей жизни.
Такой выставкой стали для меня «Дары» в музее архитектуры им. Щусева.
Одно из музейных выставочных пространств, Флигель «Руина» предоставляет взгляду высвобожденное пространство. Кирпичные стены, пустой и прозрачный объем воздуха, деревянные помосты, к краю которых просят не подходить для соблюдения безопасности. Здесь и развернулась выставка, объединившая современных церковных и светских художников, принесших свои произведения в дар Рождеству Христову.
Это событие — возможность постановки и прочищения взгляда. Это ситуация, в которой христианство преподносится как оптика, как способ смотреть и видеть. На эту задачу работает и звуковая партитура. Мы слышим отдельные и тягучие удары, напоминающие гонг. Звук будто ставит точки на прозрачном воздушном листе. Из раздергивающего внимание пространства центра большого города мы попадаем в место средоточия. Непредвиденная нота в звуковой картине выставки — строгий ритм шагов смотрительницы, которая ходит по деревянным помостам, чтобы не замерзнуть в этих голых, необогреваемых кирпичных стенах.
В этой руинированности и необеспеченности нам дается возможность увидеть нечто важное. Это важное не в том, что тебе преподносят великие идеи, поучительные истории, звонкие проповеди. Нет. Здесь, через встречу с произведением искусства, ты встречаешься с собой. Происходит работа по перестройке твоего внимания. Приведу только два примера.
Скульптура Сергея Некрасова «Тишина» — это силуэт старца, напоминающего преподобного Сергия Радонежского. Мы видим только контур, выполненный из выкрашенного в белый цвет дерева. Внутри силуэта — пустота. Нет присутствующей фактуры, нет того, что выхватывает взгляд из пространства. Наоборот, своим присутствующим отсутствием скульптура одновременно фокусирует взгляд, но и дает ему простор. И возможность смотреть так дает повод по-новому задуматься о святости, о его онтологической сути, о том, что святой — это человек, который через следование Божьему зову, стал родным окружающему пространству. Святой — это человек, обретший себя в полном освобождении от себя. Такова тишина святости, запечатленная в произведении современного художника.
Инсталляция «Покров» Александра Константинова представляет собой большие светлые полотна из строительной пленки, украшенные простым орнаментом из наклеенного скотча. Эти полотна, опять же, используются не столько как объект для смотрения на него, сколько как объект для смотрения с помощью него. На выставке представлены фотографии, где полотна располагаются у деревенского дома, на городском холме. Так через конкретное привнесение художественного объекта в реальность мы становимся зрителями присутствия в мире покрывающей благодати, Покрова.
В религиозном искусстве особое место занимает тишина, желание автора не только говорить, но и слышать, не только показывать, но и видеть. Христианское искусство — это не столько заявление автора о себе. Скорее — это высвобождение внутреннего пространства в самом себе и в зрителе для того, чтобы в этой высвобожденности мог быть услышан иной зов.
Фото Анны Гальпериной