Три причины прокрастинации
— Дошкольники и младшие школьники прокрастинацией не страдают. Жалуются на бездельников, которые лежат на диване, обычно родители подростков. Почему в подростковом возрасте появляется эта проблема?
— Маленький ребенок, который активно помогает маме подметать пол, мыть посуду или убирать игрушки, познает мир. Радуется, что у него получается делать что-то самостоятельно. Для подростка помощь по дому, выполнение школьных заданий — повседневная рутина, обязанность. В этом нет ни нового, ни интересного для него.
Дети младшего возраста обычно слиты с родителями. Они не просто в контакте с мамой и папой, а сильно зависят от них. И освоение нового, обретение в этом самостоятельности доставляет детям удовольствие. Подростки же автономны. Обычно к подростковому возрасту у детей складываются собственные интересы, выстраивается мотивационная иерархия. Ни учеба, ни домашние дела в эту иерархию, как правило, не входят.
В специфике подростковой прокрастинации есть ряд моментов. Важнейший из них касается нейрофизиологии.
Дело в том, что в подростковом возрасте недостаточно развитие лобных долей, отвечающих за контроль поведения и саморегуляцию.
Исследователи называют разные сроки, но в целом склонны полагать, что формирование и укрепление лобных долей завершается сильно за 20 лет, ближе к 25–30 годам. То есть, чем мы взрослее, тем лучше собой управляем.
— Не все же сводится к физиологии? Есть еще какие-то причины подростковой прокрастинации?
— Их как минимум три. И все они из области психологии.
Первый фактор — это проблема смыслообразования. Нам всем очень нужен смысл для деятельности и активности, мотив. А подростку сложно видеть смысл в чем-либо вообще. Это связано с тем, что он обладает небольшим жизненным опытом, в меньшей степени, чем взрослые, включен в социальный контекст. Он во многом зависит от родителей.
Что изменится, если ваш девятиклассник не будет делать уроки и мыть полы? По факту и в моменте — ничего. Просто он не будет напрягаться.
Дело в том, что построить сложные смысловые цепочки, например, «сделаю уроки — разберусь в теме — сдам ЕГЭ — поступлю в вуз — получу профессию и смогу себя обеспечить» — для подростка вещь невероятно трудная. Далеко не у всех детей в подростковом возрасте эти смыслы простраиваются. То, что очевидно и имеет ценность для взрослых, для подростка может казаться неважным.
Второй фактор — проблема времени. Подростки время воспринимают иначе, чем их родители. Долгосрочное планирование у детей вообще сильно страдает. Это опять же связано с небольшим жизненным опытом и физиологией.
Любой из нас замечал, что в подростковом возрасте время текло по-другому. Чем старше ты, тем оно быстрее и стремительнее. Некоторая опытность, насмотренность, как протекают временные процессы, появляется у человека не сразу. Именно поэтому подросток в большей степени живет сегодняшним днем, максимум — завтрашним. При этом он в меньших масштабах что-либо планирует, ведь даже представить себе будущее — проблема.
Подростку трудно заглядывать за горизонт. Ему сложно представить, что если сейчас он не будет делать уроки, то весной не сможет закрыть все темы и поэтому летом ему придется готовиться к пересдаче долгов вместо того, чтобы купаться с друзьями в реке или гулять в парке. Это сложная конструкция для школьника, какой бы банальной и очевидной она ни казалась учителям и родителям. Не каждый подросток может подобную схему себе представить и прочувствовать. Для него это пустой звук.
Третий фактор — это протест и стремление к автономности.
Подростки бунтуют против взрослых, эволюционно стремясь к самостоятельности. Не важно, что именно будет предлагать взрослый, подросток все равно станет сопротивляться.
Он может открыто говорить «нет», а может игнорировать просьбы. Подростковый возраст — время бунтарства, самоопределения, сепарации от взрослых (в первую очередь от родителей), обретение собственных границ и воли. Родителям важно это принять и понять.
Только через принятие и понимание этих особенностей можно найти способ справиться с прокрастинацией собственного ребенка.
«ЕГЭ я как-нибудь напишу»
— Чем старше ребенок, тем больше он предоставлен сам себе. Может, перестать много требовать, дать волю и прокрастинации не случится?
— Подростку необходим некоторый уровень контроля и регуляции со стороны взрослых. Собственных ресурсов у него зачастую не хватает.
Кто-то намного самостоятельнее сверстников. Например, способен вовремя приходить на занятия, делать все уроки, осваивать дополнительный материал, не забывать о договоренностях, а еще готовить себе еду и помогать по хозяйству взрослым, может быть, даже подрабатывать. Но такие ответственные подростки — исключение из правил. У большинства возникают сложности с тем, чтобы быть работоспособными и самостоятельными.
Чаще подростки увлечены тем, что им нравится. Они не думают, что будет потом. Если стоит выбор между домашним заданием и игрой в телефон, то поиграть веселее. Стоит ли в этом случае не контролировать ребенка?
Родителям важно соблюдать золотую середину и сохранять определенную степень контроля. Правда, у разных детей она будет разной. Определять ее придется опытным путем. Например, если даешь много свободы, приводит ли это к деструктивным последствиям? Или подростку становится легче и он с большей готовностью вовлекается в процессы, которые родители считают важными?
— В детстве мы спешили побыстрее сделать уроки, выполнить обязанности по дому, лишь бы пойти с друзьями гулять. Почему сегодня подростки не спешат и сидят часами над уроками?
— Вы правы, психологи отмечают, что подростки стали менее ответственными и исполнительными. Отчасти это связано с тем, что современная культура более гуманистична и менее требовательна. Но это не фатальные и критические значения.
Все и всегда зависит от конкретного ребенка. Если у подростка есть смыслы, ценности и причины, которые требуют от него спешить — он будет быстро делать уроки, справляться с не самыми приятными обязанностями. Например, кто-то выполнит все задачи, потому что не хочет получить негативную реакцию от родителей. Другой — потому что система в семье так устроена, что без выполненных уроков или домашних дел погулять не получится. Кто-то будет успевать, потому что ему важно чувствовать себя самым крутым в классе. Его это мотивирует, он кайфует. Причины могут быть разными. Другое дело, что большинство подростков таких причин для себя просто не находят. Зачем спешить, если спешить незачем?
Почему так происходит, легко понять, сравнивая дошкольников и подростков. Перед дошкольниками общество не ставит никаких задач. Играй и занимайся тем, чем хочешь. Зато подростку взрослые предъявляют много требований, многие из которых он не в состоянии выполнить. Детям не хватает когнитивных и волевых ресурсов.
«Зачем?» — это тотально важный вопрос для подростка. Когда он действительно не понимает, зачем ему что-то делать, когда родители игнорируют его недоумение, рождается бунт.
Он также возникает, когда ребенок испытывает дискомфорт, ему неприятно и трудно. Подростку проще сказать «я не хочу» вместо «зачем мне это делать».
Но если со стороны родителей присутствует некоторая степень открытости и поддержки, если сын или дочь может попросить у родителей помощи — прокрастинация не случается. Порция контроля и внешней регуляции очень полезна подросткам. Она дает детям силы справляться с делами и обязанностями.
— Депрессия, тревога, навязчивая потребность в посещении соцсетей — насколько все это ведет к прокрастинации?
— Прокрастинация и такие диагнозы, как депрессия, тревожное расстройство, СДВГ, коррелируют напрямую. Даже взрослые люди, не только подростки, с депрессией и СДВГ будут больше и чаще прокрастинировать. Сложно говорить, что к чему приводит.
Депрессия — это все-таки диагноз в классификации болезней, а прокрастинация лишь наблюдаемое явление. Перед человеком стоят цели и задачи, но он их игнорирует. Порой, когда человек социально неуспешен, не справляется с чем-то и грызет себя за это, может развиваться депрессия. Иногда внешнее событие, трагедия вызывает депрессивные переживания, что приводит к снижению работоспособности и тому, что человек начинает прокрастинировать. Бывает по-разному, и сказать однозначно, что одно становится причиной или следствием другого, нельзя.
— У ребенка ЕГЭ на носу, а он третий день не может выполнить задание, которое дал репетитор. За час до урока решает все через пень-колоду. Почему ленится, все же объяснили?
— Одному, например, недостаточно смысла. «ЕГЭ как-нибудь напишу», — думает он. А другому сложно напрягаться. Часто у подростков все упирается в усталость и исчерпанность энергетических ресурсов. У них так много происходит в жизни, так велика когнитивная нагрузка, что организм не справляется. Еще не дает сбой, но уже начинает подтормаживать.
Поэтому подросток стремится отдохнуть и принимается за выполнение заданий, когда время совсем поджимает. В последний момент мобилизуется и делает все как получится. Так что причины подобного поведения — пресловутое отсутствие смысла и усталость.
Мы редко задумываемся, что энергетические, когнитивные, эмоциональные ресурсы у детей ограничены.
Даже если подросток — это лоб под два метра ростом, — сил у него не как у взрослого человека.
В чем-то их будет больше, в чем-то меньше, где-то он будет справляться быстрее, где-то медленнее. Но совершенно точно у него гораздо меньше, чем у любого взрослого, способностей к саморегуляции. Подросткам сложно собраться и сделать то, что от них требуют.
Не только индивидуальные особенности стоит учитывать. Простое правило: есть мотивация и ресурс — любое дело будет сделано. Даже незначительный недостаток мотивации, а тем более утомляемость — путь к прокрастинации.
Двойка в педагогических целях
— Правильно я вас понимаю, что принцип «не сделаешь работу — не получишь зарплату» — с подростками не работает, потому что они не видят и не понимают последствий?
— Почему же, работает. Они же получают двойки, сдают долги в свободное время — все это некоторая форма последствий. Другое дело, что сами родители часто стремятся не допустить такого провала любой ценой. Они готовы спорить с педагогом, потому что уверены: если их ребенок получит двойку в четверти и останется с долгами на лето, это значит, что они плохие родители.
Родителям необходимо наладить контакт с учителем, выработать совместную стратегию. Договориться, например, о двойке в педагогических целях.
Это нормальный психологический и педагогический ход — дать ребенку столкнуться с последствиями своего бездействия.
Впрочем, это требует доверия и контакта с педагогом, готовности вместе заниматься воспитательным процессом.
Глубокое заблуждение, что воспитание целиком лежит на маме с папой. В конце концов, учитель предъявляет требования к ребенку и его оценивает. Поэтому действовать стоит вместе.
— Про взрослых известно, что они испытывают вину, чувство разочарования в себе, если прокрастинируют. «Откладываю дела, потому что тревожусь, потому что откладываю дела». А подростки?
— Знаете, чем взрослые отличаются от детей? Тем, что могут предъявлять собственные эмоции окружающим людям. Подростки не всегда и не во всех ситуациях могут и хотят предъявлять чувства. Отчасти это зависит от эмоционального климата в семье и коллективе, где ребенок растет. Например, там проявлять эмоции не принято. Или за слезы или приступ злости наказывают родители, тогда подросток гарантированно будет закрываться и меньше проявлять свои чувства. Но это не значит, что не будет их испытывать.
Разочарование и недовольство собой встречаются у каждого второго, если не первого подростка, по моему опыту. Абсолютно обычное чувство — быть собой недовольным, считать себя глупее или некрасивее остальных. Если кто-то в подростковом возрасте не испытывает вины и разочарования, если ему не знакомо чувство собственной неправильности, это скорее связано с патологией, чем с нормой.
Дети боятся, стесняются, просто не умеют проявлять чувств. При этом все до одного хотят быть классными, крутыми, справляться с любыми сложностями. А вот признаться, что «мне сложно это дается» или «я не понимаю, как это сделать», далеко не каждый способен.
Не последнюю роль здесь играют отношения с родителями. Если маме с папой важнее, чтобы сын или дочь были социально успешны в школе, чем сохранение доверительного контакта, то им следует понимать, какие последствия их ждут.
Это нетривиальная задача — сохранить эмоциональную связь с ребенком. Зато если удается это сделать, то и с прокрастинацией бороться легче.
Разговор с равным и техники тайм-менеджмента
— Что же делать родителям выпускников? Пилить и требовать, чтобы ребенок решил, как будет готовиться к ЕГЭ, на какие дни открытых дверей пойдет, лишь бы не прокрастинировал. Или отпустить и просто присутствовать рядом?
— Если у вас станут что-то требовать, скорее всего, вы испытаете негодование и дискомфорт. Меньше всего захотите с этим человеком общаться.
Поверьте, конструктивный разговор как с равным работает лучше всего. Можно, например, подсесть к ребенку и предложить поговорить о планах на год, режиме, задачах и целях. Возможно, он не захочет делать это сейчас. Если обнаружите, что подросток регулярно игнорирует эту тему, стоит спокойно и убедительно донести до него, что договориться нужно: «Давай решим, когда было бы удобно все обсудить».
Когда ребенок видит, что с его позицией считаются, он идет навстречу.
Любой подросток прекрасно понимает, что ему нужно выбирать профессию, сдавать экзамены на максимальный балл, поступать. Но большинству становится страшно.
Любому тревожному родителю стоит понять, какую эмоциональную стратегию выбирает ребенок. Спросить: «Что ты думаешь? Что чувствуешь из-за надвигающегося ЕГЭ? Что предпочитаешь: идти вперед или прятаться от того, что на тебя движется? Давай вместе подумаем, как с этим поэтапно справиться?»
— Может, повесить расписание на стену? Или дать прочесть статью о том, какие стратегии выбирают успешные выпускники?
— Вопрос в тех эмоциях, которые испытывает ваш ребенок после разговора. Если ему тыкают, что есть ребята круче, чем он, если он понимает, что хуже готовится — скорее всего, это вызовет раздражение и недовольство собой. Это не пойдет на пользу ни ребенку, ни подготовке.
«О, посмотри, какой лайфхак», — скажите без привязки и сравнения с собственным ребенком. Скиньте ссылку и задайте вопрос: «Что думаешь про это?» Та же информация будет воспринята иначе.
Безусловно, учить ребенка планированию и тайм-менеджменту нужно. Так же, как и рассказывать про прокрастинацию или вместе читать материалы о том, с какими трудностями могут сталкиваться подростки.
Важно рассказывать о том, как устроено общество, что такое конкуренция между учениками, выявлять сильные стороны и конкретные преимущества вашего ребенка перед остальными. Такие разговоры помогут подростку гораздо больше, чем беседы, в которых его сравнивают с более успешными ровесниками.
Можно воспользоваться компьютерными программами, а можно разработать мотивационную систему на бумаге. Например, давать бонусы за посещение занятий и выполнение заданий. Разбейте ваш план на этапы и двигайтесь по нему.
Например, если на протяжении недели подросток выполняет 90% дел с помощью техник тайм-менеджмента, которые вы обсудили, он получает награду.
Если родитель хочет списать все на программу, чтобы подросток самостоятельно с ней занимался, сомневаюсь, что это будет эффективно. Возможно, отдельным ребятам поможет, но большинству детей нужен контакт с родителями.
— Как найти баланс — и поддержать, и проконтролировать, что ребенок выполняет договоренности?
— Простой закон гласит: нет смысла договариваться, если не сможете проконтролировать.
А там, где нет доверия и много обмана, контроль нужен обязательно.
Что мешает вам попросить ребенка посетить 10 дней открытых дверей в 10 вузах, например, и выслать оттуда 10 селфи? Ничего.
Тема недоверия между родителем и подростком требует отдельного и большого разговора. Однажды зародившись, оно может развиваться годами. Уверен, что восстановление доверия гораздо более важная задача для семьи, чем подготовка к ЕГЭ.
А что, если лениться полезно?
— Всегда ли прокрастинация вредит? Может, иногда полезно лениться — гулять, общаться, скроллить ленту соцсетей?
— Это нормальный процесс. Надо лишь понимать границы нормальности. Если вы гуляете, скроллите ленту, но задачи выполняются, долги не накапливаются, а квартира не превращается в авгиевы конюшни, то это здоровая прокрастинация. Она не приводит к катастрофе. А если долги растут, уроки не сделаны, комната покрыта толстым слоем пыли и фантиков — это вредоносная прокрастинация. Важно следить за тем, к каким последствиям приводит наша лень. Она может быть полезной и продуктивной формой отдыха. А может быть разрушительной.
Совершенно точно, что 10 000 шагов в день полезны. Вреда ни для мозга, ни для тела в этом не будет, только польза. Другое дело, что не все родители адекватно оценивают нагрузку, которую способен выдержать организм ребенка и его мозг. И для них прогулка кажется пустой тратой времени.
Абсолютно ненормально, когда ребенок учится с 8 до 15 в школе, потом занимается с несколькими репетиторами, а вечер встречает на очередном кружке. При этом у него нет личного времени, возможности ничего не делать и просто погулять с друзьями. Это и есть путь к перегрузке и прокрастинации. Может быть, не сегодня, но в ближайшем будущем непременно.
Увы, сегодня многие дети перегружены задачами, в первую очередь из-за родительских тревог.
Взрослые убеждены, что без многочисленных кружков и репетиторов их ребенок будет неуспешным и не состоится в жизни.
В среде взрослых большой популярностью пользуется направление work-life balance. Родители применяют к себе его принципы, понимая, как важно поддерживать себя в работоспособном состоянии, чтобы не выгореть и быть эффективными на работе. Однако применять ту же схему в отношении собственных детей не спешат. Хотя по факту баланс между учебой и отдыхом необходим детям как никому другому. Его отсутствие приводит к перегрузкам, накоплению усталости, выгоранию и прокрастинации.
Десять правил борьбы с ленью
— Что делать, чтобы ребенок не прокрастинировал?
— Первое. Наладьте сон и питание. Это улучшит работоспособность.
Второе. Помогайте ребенку искать и находить смысл в учебе.
Третье. Улучшайте и развивайте эмоциональный контакт. Это крепкий фундамент для построения и развития доверительных отношений.
Четвертое. Обучайте навыкам планирования, постановке целей, делению задач на маленькие шаги, установке дедлайнов и отслеживанию, определению циклов продуктивности.
Пятое. Убирайте то, что отвлекает. Только не стоит выдергивать интернетный провод, если ваш ребенок зависает в соцсетях. Лучше обсудите то, что мешает ему учиться.
Шестое. Организуйте вместе с подростком его рабочее место. Поэкспериментируйте с различными способами, которые помогают ребенку концентрироваться и быть продуктивным. Родители знают по себе, что одному помогает работать в кафе, другому — в полной тишине дома, а третьему в офисе с коллегами. Делитесь лайфхаками.
Седьмое. Найдите корректные способы выражать свое недовольство, если ребенок нарушает договоренности. Не игнорируйте это. Учитесь техникам ненасильственного общения.
Восьмое. Рассказывайте про чередование учебы и отдыха и work-life balance.
Девятое. Работайте с собой, со своей тревожностью, страхами. Не стесняйтесь делиться опытом, рассказывайте, как другие и как вы сами справились с прокрастинацией.
Десятое. Регулярно возвращайтесь к беседам о смыслах. Зачем все, что он делает, нужно подростку? Какие могут быть позитивные и негативные последствия, если пренебрегать обязанностями и договоренностями? Визуализируйте результаты. В корректной форме проверяйте достижения и давайте обратную связь.
Фото: freepik.com, pexels.com