Уроки преподобного Андроника
В годовщину преставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, докторанта Фрибургского Университета (Швейцария), автора книги «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)»

Служение Богу и ближним

Довольно часто мы устремляем свой взор в прошлое, в котором пытаемся найти для себя идеалы и примеры для подражания. Много поучительного узнаем из житий святых, читая которые, постигаем подвиги первых христианских мучеников и великих подвижников. По великому замыслу Божию, святые люди жили во все времена и сейчас могут быть среди нас, правда, нам не всегда бывает открыто об этом.

Зиновий Чесноков. Фото: izdatsovet.ru

Зиновий Чесноков. Фото: izdatsovet.ru

Преподобный Андроник (Лукаш) был поистине святым, и еще живы те люди, которым посчастливилось общаться с ним при жизни. В тяжелое время гонений XX столетия он укреплял в вере, а также духовно и молитвенно поддерживал православных верующих. Тихость и скромность нрава батюшки привлекали к нему любовь и доверие окружающих.

Отец Андроник был духовным отцом не только для братии Глинской пустыни, но и для многих верующих, как в России, так и в Грузии, и на Украине. Как послушный сын обращается за советом и разрешением к своему отцу, так и к батюшке приезжали десятки тысяч духовных детей, чтобы получить его совет и благословение в разных жизненных вопросах.

Будучи опытным духовником, преподобный Андроник не только молился за своих духовных чад, но и внимательно относился к их письмам. Он давал советы людям в зависимости от тех жизненных ситуаций и условий, в которых они жили. К каждому он подходил индивидуально.

Уникальность духовной мудрости заключается в том, что опытный духовник в одной и той же ситуации двум разным людям может дать совершенно разные ответы на одни и те же вопросы. От Господа старец был наделен даром прозрения и рассуждения, поэтому говорил и советовал не от себя, а обращался с молитвой к Богу и возвещал людям волю Создателя.

Приходящим к старцу не нужно было много рассказывать о себе, отец Андроник видел и понимал человека без лишних слов, поскольку обладал даром прозорливости. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Хороший пастух не только отгоняет волков, но и со всею заботливостью лечит заболевших овец: ибо какая польза, когда овцы, хоть и избегают пасти зверей, зато истребляются болезнью?» [2, с. 7]

Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)Именно так и поступал преподобный Андроник. Обращаясь с кротостью и милосердием к нераскаянным грешникам, он умягчал их сердца и приводил к раскаянию и осознанию грехов [5, с. 116]. На примере старца мы видим, что лучше обращаться к погибающим грешникам не со словом сурового обличения, а в духе евангельской кротости.

Господь даровал преподобному Андронику дар духовного рассуждения, и его душа, «очищенная многими скорбями, была преисполнена благодатных даров Святого Духа» [3, с. 464]. Святитель Феофан Затворник говорит: «Чтобы вести, надобно видеть все распутия, опытно знать их и знать, как они отклоняются; а для сего надобно стоять на некоторой высоте, с коей можно бы обозревать и все пути, и всех идущих, и того между ними, кто вверился» [7, с. 11]. Батюшка, вверивших ему свои души, направлял на прямой путь, ведущий ко спасению без уклонений и распутий.

О силе молитв и прозорливости старца

В прозорливости преподобного Андроника никто из приезжавших к нему не сомневался. Он был настоящим старцем, и люди обращались к нему, зная, что он может разрешить любое жизненное затруднение, ответить на любой вопрос. На исповеди он нередко сам называл грехи, забытые или утаенные исповедающимися.

Секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве, протоиерей Владимир Диваков, незадолго до окончания семинарии решил идти в монастырь. Он отправляется к старцу за благословением вместе со своим приятелем Евгением, рясофорным послушником, который, напротив, решил монастырь оставить и жениться. Поздним вечером, после службы, они ждут старца в его келье. Он забегает, говорит с ними на ходу, что-то при этом поправляя, переставляя, снова куда-то убегает, снова забегает.

Евгений спрашивает благословения жениться. Преподобный Андроник отвечает: «Как жениться, зачем жениться? Да они сейчас такие! Свяжешься — не распутаешь! Да на всю страну ославит! Да зачем это надо! Да затвориться лучше в келье и молиться!..»

Владимир стоит благостный, слышит как раз то, что ему нужно. Отец Андроник продолжает: «Нет-нет-нет — вон, молодежь, ей и жениться!» — указывая на Владимира. Какая молодежь, полгода разницы?! Владимир говорит: «Батюшка, я как раз в монастырь хотел спросить!» — «А что в монастырь, зачем в монастырь? А в миру-то надо послужить. Миру надо послужить, надо послужить, надо послужить», — и убегает куда-то на кладбище служить литию.

Потом с ним говорит мать Евгения, пытается объяснить подробнее. Он говорит: «Да я-то что понимаю? Я глупый человек, необразованный. Они же ученые, лучше понимают, как поступать, ко мне-то что обращаться». В итоге Владимир послушался и женился. И никогда об этом не жалел. Евгений не послушался и тоже женился. Из-за сильного конфликта жены со свекровью они развелись. В процессе раздела имущества бывшая жена написала о нем статью в газете, что было в самый пик хрущевской антирелигиозной пропаганды. Затем эта статья попала во все газеты. «На всю страну ославила» [1, с. 56–57]. Вот так и сбылись слова святого старца.

Схиархимандрит Андроник в Глинской пустыни

Схиархимандрит Андроник в Глинской пустыни

Как-то долго стояла жара, и отец Андроник стал всех собирать на молебен в поле. Богомольцы поставили в поле список чтимой иконы Рождества Пресвятой Богородицы, зажгли свечи. Отец Павлин читал ектении, отец Андроник просил у Господа дождя. Просил теми же словами, что в Требнике: «Даждь дождь земле жаждущей, Спасе!» — с уверенностью обращаясь к Богу, Который рядом тут же присутствует, Который не может не услышать и не исполнить просьбы. На небе не было ни единого облачка, от земли пышет теплом, как от неостывшей золы, увядшая зелень обвисает тряпкой…

Помолились и пошли все в храм. По дороге каждая старалась хоть немного понести чтимый образ. Одни, пройдя немного, передавали другим, а некоторые никому не хотели уступать. Приходилось в таком случае вмешиваться о. Павлину и брать образ у таких, чтобы отдать более спокойным, не настырным, которых скорее оттеснят «смелые». Занятые этим, богомолки не заметили, как вошли в калитку. Едва переступили порог, как хлынул дождь. Чуть раньше — и все промокли бы до нитки. Среди удивленных восклицаний потеряли о. Андроника. Он будто исчез. Когда? Как? [9, с. 87]

Память о Глинской пустыни

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Отец Андроник всю жизнь хранил в своем сердце память о Глинской пустыни. Уже спустя годы после второго закрытия обители он писал своему духовному сыну, поздравляя его с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с преддверием Воздвижения Креста Христова: «Это наши престольные праздники» [6, с. 157]. Старец называет эти праздники престольными, потому что Глинская пустынь называлась Рождества-Богородицкой, и там был большой Крестовоздвиженский храм.

До конца своих дней старец сохранял духовное единство со своими собратьями по Глинской пустыни и по возможности навещал их. Из писем старца мы знаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова) [6, с. 156], ныне прославленного в лике святых [12, с. 76].

Митрополит Исидор (Кириченко) неплохо знал всех трех старцев:

«Господь сподобил меня с ними общаться, исповедоваться и просить их святых молитв. Будучи уже на приходе священником-иеромонахом, если испытывал какие-то трудности — пишу письмо, и их молитвами Господь укреплял, и я неоднократно ездил в Тбилиси и в Сухуми к отцу Серафиму один раз» [4].

Всю жизнь батюшка хранил в своей памяти наставления дореволюционных Глинских старцев и часто писал в своих письмах: «старцы нас учили…».

Тетрадка

По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни. Старец не просто записывал на бумагу евангельские заповеди, но слагал их в своем сердце, держал их в своем уме и жил, руководствуясь ими.

Кроме этого, преподобный Андроник размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Нам удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы.

Достать Библию тогда было не просто да и хранить у себя тоже опасно. Только за это можно было на долгие годы угодить в лагеря. Именно благодаря собственноручным записям старца, люди имели возможность узнавать живое слово Священного Писания.

Сейчас же каждый имеет возможность приобрести Библию и хранить ее дома, поэтому из письмен старца были выбраны только его собственные высказывания и цитаты из святоотеческих творений. Чтобы не осложнять чтение статьи, все наставления старца из тетрадки приводятся в статье курсивом без кавычек и сносок, а наставления из писем — со сноской на конкретное письмо.

Тематика поучений старца разнообразная, но все их объединяет то, что они касались совершенствования в каждом человеке той или иной добродетели или способствовали искоренению пороков. Многие из наставлений относятся не ко всем людям, а, в первую очередь, к монашествующим, потому что отец Андроник долгое время был благочинным в Глинской пустыни, где ему часто приходилось исповедовать монахов. Впоследствии они и многие другие священнослужители приезжали к нему за наставлением в Грузию.

Пастырские наставления

О силе Креста

Преподобный Андроник завещал своим духовным чадам никогда не снимать с себя нательного креста, даже если человек моется в бане. Он рассказывал случай из своей молодости. Однажды юноши пошли на речку, и его сосед, лучший пловец среди них, перед тем как зайти в воду, снял с себя крест и положил на берегу. Отец Андроник почувствовал что-то неладное и спросил у него, зачем он это сделал. Тот ответил: «Дух мне сказал». Отец Андроник предупредил его: «Ты знаешь, какой дух боится креста?» Но тот уже по-другому стал оправдывать свой поступок: «Как я нагим буду носить крест? Когда поплаваю, тогда надену снова». Он, как будто влекомый какой-то силой, бросился в реку, нырнул и больше не выплыл. Домой принесли только его одежду и оставленный на камне крестик.

Старец говорил: «Христианин без креста подобен воину, оставившему свое оружие… Как охотник сторожит свою добычу, так диавол день и ночь следит за человеком. Когда увидит, что человек снял крест, то свободно действует в его душе, как входят в дом без ворот».

Об отношении к смерти

Пока жив — спасайся, время не теряй, плачь, молись, смиряйся;

будь готов и знай, что когда оставишь свет, будешь позван на ответ.

Помни последняя твоя и во веки не согрешишь.

Боюсь трех вещей: когда умру, как умру, и где обрящуся.

Что в юности не посеешь, то в старости не пожнешь.

Человек, имеющий смерть пред очима, постоянно побеждает уныние (Из Патерика).

Вспоминай о геенне и возненавидь дела, влекущие в нее.

Приготовляйся предстать Ему, и будешь творить волю Его.

О памятовании грехов своих

Помышляй всегда и говори себе: «Не останусь в этом мире долее этого дня», — и не будешь согрешать пред Богом.

Непрестанно печалься о грехах твоих, как бы ты имел постоянно мертвеца в доме твоем.

И днем, и ночью болезнуй о грехах твоих.

Зажги светильник твой елеем очей твоих: слезами.

Всеусильно старайся приносить непрестанные молитвы со слезами, чтобы Бог умилосердился над тобою и совлек с тебя ветхаго человека.

Плачем изгоняются из души все страсти.

О творении милостыни

Будь благосклонен и милостив к неимущим, чтоб не постыдиться пред святыми, когда они за милость будут вступать в вечное блаженство.

Милостыня руководствует к любви.

Благость к ближнему — матерь чистоты.

Жестокосердие — отец гнева.

Превосходнейшая из добродетелей — добродетель никого не презирать (Авва Феодор).

Мощи преподобного Андроника

Мощи преподобного Андроника

О тщеславии

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Кто ищет славы Божией, тот старается уничтожить в себе всякую нечистоту.

Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.

Не будем любить похвалы и не будем порицать сами себя (Из Патерика).

Мы знаем, что всю свою жизнь отец Андроник служил Богу и людям с любовью и горячим усердием. И хотя ко времени кончины телом старец был уже очень немощным, он принес к алтарю Господню принятый и умноженный им талант (спасения душ человеческих), очищенный огнем великих скорбей.

В заключение приведем последний абзац из тетрадки старца Андроника:

Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое пред Богом, чтоб уразуметь невидимых деятелей, живущих в сердце твоем, нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, которые представляются тебе в нем, если найдешь такой яд в сердце твоем, то знай, что оно будет заражено им и не может благоугождать Богу.

Преподобне отче Андрониче, моли Бога о нас!

Преподобный Андроник (Лукаш). Краткие биографические сведения

Андроник (Лукаш Алексей Андреевич; 12.02.1889, с. Луппа Лохвицкого у. Полтавской губ. — 21.03.1974, Тбилиси), схиархим., старец Глинской Рождества-Богородицкой пуст.

Род. в крестьянской семье, закончил церковно-приходскую школу. В 1906 г. поступил в Глинскую пуст. под начало иером. Антония (Ветра) [8, с. 178]. В 1915 г. направлен в действующую армию, попал в плен и 3,5 года прожил в Австрии. В 1918 г. вернулся в Глинскую пуст., нес послушание на мельнице, был возведен в должность эконома. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем А. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к еп. Рыльскому, вик. Курской епархии Павлину (Крошечкину) и был рукоположен во иеродиакона.

В 1923 г. сослан на Колыму по обвинению в контрреволюционной деятельности. В тюрьме совершил достойное погребение еп. Иринарха (Синькова), за что в 1936 г. награжден золотым крестом. В 1928 г. вернулся из ссылки и еп. Павлином был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г., тяжело заболев, принял схиму и вскоре выздоровел. В 1939 г. за исповедание правосл. веры вторично осужден и сослан на Колыму.

В 1948 г. А. смог вернуться в Глинскую пуст., открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим монастыря. В 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I возведен в сан схиигумена, в 1960 г. награжден палицей.

После закрытия Глинской пуст. в 1961 г. А. подвизался в Тбилиси под непосредственным попечением бывш. глинского насельника митр. Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца [10, с. 53]. В 1963 г. А. был возведен в сан архимандрита [5, с. 101].

Он совершал богослужение и исповедовал в тбилисском храме св. Александра Невского, отвечал на многочисленные письма. Оставил обширное эпистолярное наследие. Преподобный Андроник похоронен на Грмагельском кладбище в Тбилиси, куда приезжает множество богомольцев почтить его память.

К лику святых причислен в 2009 году Синодом Украинской Православной Церкви. Дата памяти — 9 сентября (22 сентября по н. ст.) [11, с. 56].

Список литературы

  1. Владимир Диваков, протоиерей (г. Москва) [Воспоминания], 20.10.2009 / Лизгунов Павел. Жизнеописание подвижника Глинской пустыни схиархимандрита Андроника (Лукаша): Дипломная работа. Сергиев Посад, 2006.
  2. Иоанн Златоуст, святитель. О дне Святой Пасхи. Цит. по: Старый стиль лучше новых двух: Что такое календарная реформа. М., 2007.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 1994.
  4. Исидор (Кириченко), митрополит, (г. Краснодар). Воспоминания о Глинских старцах, 2011 г. Аудиозапись. Архив автора.
  5. Лизгунов Павел, священник; Чесноков Зиновий. Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
  6. Маслов Н. В. Письма глинских старцев. М., 2006.
  7. Феофан Затворник, святитель. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Задонск, 2012.
  8. Чесноков Александр, протоиерей; Чесноков Зиновий. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век. Москва: Сретенский монастырь, 2013.
  9. Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  10. Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.: Новоспасский монастырь, 2011.
  11. Чесноков Зиновий. Святые старцы Глинской пустыни. Журнал Московской Патриархии. Издание Московской Патриархии, 2014. № 4 (Апрель).
  12. Chesnokov Zinoviy. Elder Zenobius. A Life in Spiritual Continuity with Pre-revolutionary Russia. New York: Holy Trinity Publications, 2013.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.