Иногда с погодой совсем не везет. Особенно в Эстонии, где мы отдыхаем уже много лет подряд. Весь прошлый отпуск загорали и купались каждый день, а в этот раз — плюс 15, ветер и проливной дождь с утра до вечера. Мой двухлетний сын и трехлетняя племянница выучили слово «ливень» и выражения «льет как из ведра», «собачий холод» и «на улице дубак». Чем занять двух оснащенных супермощными моторчиками детей, когда они заперты в доме? Вещи уже давно разбросаны, пластилином все облеплено, карандашами изрисовано и даже драться скучно.
Я решила составить список лингвистических развлечений, которые помогут и самому немного размять мозг, и детям устроить развивающий кружок не отходя от кассы.
- Самая простая и в то же время очень полезная игра — антонимы. Я ее называю, чтобы детям было понятно, «игрой наоборот».
Называем прилагательное, а они должны быстро подыскать противоположное по смыслу. Лучше всего, чтобы это упражнение было многомерным: то есть чтобы дети слышали не только слова, но и видели, и ощущали то, о чем говорят. В нашем доме, окруженном соснами, конечно, находим кусочек коры.
Я говорю: «Ребята, я вам говорю «шершавая», кора шершавая. А наоборот? Стол какой?» — «Гладкий».
В ванной с помощью кранов ищем антонимы «горячий -холодный». Сопоставляя рост, подбираем пару к «высокому». Ощупывая рядом с домой камень и мох, соревнуемся, кто быстрее вспомнит антоним к слову «мягкий».
Через пару дней эксперимент можно повторить уже без визуальных подтверждений — дети все запомнили и им уже интересно, кто быстрее выпалит нужное слово.
2. Упражнение «Множественное число».
Мам, а мы пойдем сегодня на море?» — спрашивает Кирилл. «Нет, сегодня холодно. А кто знает вот что: одно море, а много чего?» Племянница неуверенно отвечает: «Много моря», и она по-своему права. Бабушка упрекает меня в том, что задание слишком сложное.
Я предлагаю посовревноваться в простых задачках. «Один стол, много…?» — «Столов!» — «Один нос, много … ?» — «Носов!» — «Одна машинка, много …?» — «Машинок!» — «Молодцы. А одна денежка, много …?» — «Денежков!» С денежками, стульями, глазами и морями идет уже сложнее. Но мы стараемся.
3. Упражнение «Имена», это наша бабушка придумала.
«Меня зовут Таня. А как еще можно меня назвать?» «Бабка Танька!!!» — хулиганит Кирилл. Потом, раскаявшись: «Баба Та-а-анечка!» Бабушка оглашает весь список: «Танюша, Танюрочка, Татьяна, Татьянка…» «А Ксеню можно называть Ксенюша?» — спрашивает племянница Маша. «Можно, а еще можно Ксюша, Ксюня, Ксенечка. А Машу как можно называть?» После традиционной «Машки-какашки» в исполнении Кирилла и его очередного приступа раскачиваний, составляем список вариантов со всевозможными суффиксами. Потом продлеваем то же самое с именами всех родственников, попутно выясняя, что не все они так плодовиты на варианты.
4. Маша плохо выговаривает звук «ш», у Кирилла пока совсем не получается «р». Придумываю сложное, но при определенных стараниях все-таки воплотимое в жизнь упражнение «бег за сокровищами».
Суть в том, что надо добежать из одной комнаты в другую и принести предмет, в котором, например, есть звук «ш. Предметы заготовлены заранее, например, шишка. Поначалу дети не понимают, чего от них хотят, но потом втягиваются.
Во время тихого часа смотрю прогноз на ближайшие две недели. Снова дождь и снова холодно, где-то через неделю небольшое потепление. Надо придумывать новые игры. Впрочем, вроде бы на подходе «Синонимы».
Когда сегодня утром ехали из магазина мимо церкви, Маша очень просила ей объяснить, как это так, сразу два названия: и церковь, и храм.
Ксения Туркова