На днях в Москве студенты и некоторые преподаватели РГГУ сорвали выступление одного из лидеров движения «Антимайдан», публициста Николая Старикова. Протестующие скандировали «позор», и размахивали плакатами, выражавшими оратору чрезвычайное недружелюбие, например, «Вате здесь не место».
Что же, при моем крайне скептическом отношении к антимайдану вообще и творчеству Николая Старикова в частности, мне хотелось бы обратить внимание на некоторые вещи.
Свобода и достоинство – это, прежде всего, свобода и достоинство другого. Даже если мне не нравится, как он этой свободой пользуется.
Человек может поклоняться Ваалу, Астарте, Сталину, Глобальной Силе Добра или Шипе Тотеку – я могу находить это жалким и пагубным безумием, но Господь Бог создал этого человека со свободной волей. Меня не спросил. Если этот человек придёт к познанию истины, то по его свободной воле.
Я могу тут (и должен) свидетельствовать и увещевать, разоблачать заблуждение и указывать на истину – но не могу принуждать его к правомыслию.
Более того, я должен признавать его человеческое достоинство не только тогда, когда он сделается моим единоверцем – и тем более не только тогда, когда он во всем со мной согласится – но и когда он упорно держится своих заблуждений.
Тем более что если я надеюсь повлиять на мнение этого человека и посодействовать его обращению и спасению, я должен обращаться с ним с уважением – невозможно обратить в свою веру (или привлечь на свою сторону) человека, унижая и оскорбляя его.
Евангелие говорит, что этот человек драгоценен в очах Бога, Христос за него умер, мой долг – исходить из этого, раз я взялся принимать Евангелие всерьёз.
Впрочем, тезис, что люди обладают неотъемлемыми правами и достоинством, существует и в чисто светском контексте; хотя он возник в библейской картине мира, сейчас его разделяют (хотя бы на словах) большинство неверующих – и я почти уверен, что с ним бы согласились студенты, травившие Старикова.
При этом, говоря о правах и достоинстве, люди все время впадают в одну и ту же ошибку. Они считают, что, прежде всего, и даже исключительно, это их права и достоинство – права правильных людей, которые придерживаются правильных убеждений, тусуются в правильных тусовках, знают правильные языки и, конечно, исповедуют правильные доктрины относительно достоинства и прав.
Люди, которые выпадают за пределы этого правильного круга, не обладают достоинством и правами. Это люди, которых можно унижать, человеческое достоинство которых можно отрицать, которых можно (и даже нужно) описывать самыми презрительными словами, люди, по отношению к которым совершенно уместен язык ненависти, который был бы резко осужден, обратись он на кого-то, кого внутри избранного круга принято признавать полноценными людьми.
Николай Стариков – чистый пример человека, не входящего в правильный круг. Это публицист, который пишет тексты, чрезвычайно удручающие в нравственном, художественном и историческом отношении. Адепт культа товарища Сталина, который я нахожу отвратительным и совершенно несовместимым с правой верой.
Но позвольте мне сообщить вам нечто, что, возможно, шокирует некоторых читателей. Он тоже человек. Он обладает неотъемлемым достоинством и правами. Ересь, которую он пишет, не лишает его достоинства и прав. Именно это и означает слово «неотъемлемые». Я не могу отрицать их за человеком, даже если мне этот человек не нравится. Его достоинство и права не имеют отношения к тому, нравится он мне или нет. Они связаны с его принадлежностью к человеческому роду.
Даже если он принадлежит к людям, которые не пускают нас в светлое европейское будущее, уготованное нам Глобальной Силой Добра, его права и достоинство надлежит уважать.
Люди время от времени впадают в веру, что им надо убить, подавить, изгнать, в самом мягком варианте – принудить к правомыслию неких людей, которые мешают движению по пути прогресса, и тогда явится светлое будущее. Это все мы проходили, это все нам задавали. Да, как раз при товарищах Ленине и Сталине.
И я не уверен, кто является наиболее близкими наследниками Сталина – Стариков или травившие его студенты.
Есть известная притча о драконе, в которого превращается каждый следующий победитель дракона. Как язвительно заметил какой-то итальянский журналист, фашисты делятся на две категории: фашистов и антифашистов. Сталинисты делятся аналогичным образом: на сталинистов и антисталинистов.
Человек может быть пламенным ненавистником «совка» вообще и Сталина в особенности, и при этом демонстрировать даже не вегетарианскую позднесоветсткую, а самую что ни на есть сталинскую психологию идеологического фанатизма и нетерпимости.
Вот плакат «вате здесь не место». Чем он отличается от плаката «Троцкистко-бухаринским выродкам здесь не место»? Я скажу чем – ненависть к «троцкистко-бухаринским выродкам» есть дело страшное, но прошлое, она уже пожала свой урожай жертв, сейчас никто никого не убивает по обвинениям в троцкизме. «Вата» — это язык вполне актуальной ненависти, за которой стоит свежая кровь.
Да, когда пытаешься объяснить людям, что свобода слова — раз уж мы считаем её ценностью – распространяется и на Старикова и иже с ним, они возражают, что на такого плохого человека, с такими плохими воззрениями, как Стариков, она не должна распространяться. Что же это уже известный нам принцип прав правильных людей, и, ещё раз, это все мы проходили. Как написано в «Советском юридическом словаре», «В СССР нет и не может быть политических свобод для врагов народа и демократии»
В самом деле, ну какая свобода слова может быть для Старикова и иже с ними? Они же враги демократии!
Главная проблема с десталинизацией не в том, что есть люди, почитающие своё усатое божество – а в том, что наши десталинизаторы психологически такие же сталинисты, как и те, кого они собираются обращать к свету достоинства и прав.
Вы выходите из тени «отца народов» не тогда, когда выражаете к нему своё «клокочущее презрение и ненависть» и не тогда, когда заменяете поклонение ему на поклонение Глобальной Силе Добра в лице Всеблагого Запада, а когда решаетесь отнестись к людям, с которыми вы категорически не согласны, как к тем, у кого тоже есть достоинство и права, тоже есть право говорить и быть услышанными, да, даже если они несут лютую ересь. Право быть признанными за сограждан, членов общества, вместе с которыми мы и строим нашу гражданскую жизнь.
Если для вас ненависть – праведна, и для вас принципиально не вступать в диалоги, а важно засвидетельствовать перед товарищами Вашу ненависть к врагам, если для вас принципиально заткнуть троцкистко-бухаринских, или, в данном случае, сталинистких выродков, то, как сказал русско-украинский классик, «тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».
Тот товарищ Сталин, с которым вы, вроде бы, боретесь, у вас внутри сидит. И усами шевелит.
Читайте также:
- Парадокс агитатора
- Христос и Кали
- Люди, похожие на нас
- Об атмосфере ненависти и борьбе за Правду
- Куклы Вуду-Майдан: Вызов дьявола на дом