Главная Культура

Услышать Прокофьева. Где найти музыкальные редкости наступающего года

Талантливый дирижер, портрет тирана и музыка для детей

Столица не страдает от недостатка культурных мероприятий, однако исполнения некоторых музыкальных произведений можно ждать годами. Но нынешний театрально-концертный сезон неожиданно богат на редкости. Речь пойдет о произведениях Сергея Прокофьева – тех, которые еще можно услышать в 2019-2020 году.


Первая моя рекомендация будет касаться мая 2020 года. В КЗ им. Чайковского 12 мая будут исполнены два известных произведения Сергея Прокофьева: кантата «Александр Невский» и 5-я симфония. Прокофьев – не самый исполняемый у нас композитор, и я очень благодарна тем дирижерам, которые, невзирая на массовый запрос на Чайковского-Верди-Вивальди, дерзают представить публике других классиков. 

Сотрудничество двух гениев

12 мая за дирижерским пультом будет стоять Туган Сохиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра России. Я очень хорошо помню, как его назначили главным дирижером ГАБТ. Далеко не все были в восторге от этого назначения, иные даже прочили театру скорую погибель. С великим предубеждением я пошла в Большой на оперу «Борис Годунов», которую знаю наизусть, многократно была на разных постановках и хорошо знакома с «каноническими» записями, поэтому вполне могла оценить спектакль и звучание. По окончании оперы я подумала о дирижере: «Он абсолютно на своем месте».

Туган Сохиев поразил меня и 23 ноября, дирижируя ораторией Сергея Прокофьева «Иван Грозный» в КЗ «Зарядье». Вот тут я впервые увидела и услышала то, что так редко бывает, и случается только у гениальных дирижеров – истинное соработничество композитора и дирижера. Ощущение было, что за пультом сам Прокофьев. Это возможно лишь в том случае, когда дирижер сам очень любит и понимает эту музыку – тогда и откликается композитор, тогда и возникает это удивительное чувство сотрудничества двух гениев.

Я ничего не знала об отношении Тугана Сохиева к Прокофьеву, но все увидела и услышала в исполняемой оратории и прониклась к дирижеру искренним глубоким уважением и восхищением. Могу честно признаться – за четыре месяца театрально-концертного сезона меня по-настоящему потрясли два культурных события: постановка оперы Стравинского «Похождения повесы» в МАМТ и оратория «Иван Грозный» в «Зарядье» с Туганом Сохиевым. Поэтому кантата «Александр Невский» и 5-я симфония Прокофьева с Сохиевым – это просто маст хэв. Хотите услышать живого Прокофьева – покупайте билеты сейчас, они уже в продаже.

Портрет тирана, написанный гением

Вторая моя рекомендация – посетить КЗ «Зарядье» 20 декабря 2019 года. Есть произведения, которые я не чаю услышать вживую вовсе. К таким уникальным вещам относится кантата Сергея Прокофьева «Здравица», которая неожиданно прозвучит в сборном концерте 20 декабря. Только узнав об этом, я сразу решила идти, не зная, ни кто дирижирует, ни какой хор, ни какой оркестр. Поскольку произведение редкое, то, если излишне привередливо подходить к составу, велик шанс не услышать эту кантату при своей жизни совсем.

Программа вечера составлена своеобразно: тут и Детский альбом Чайковского, и Рихард Штраус, и коллективное сочинение современных композиторов… Но ради 12 минут, которые займет кантата «Здравица» в этом эклектичном концерте, я отказалась от бесплатного билета в партер Большого театра на исторической сцене – не иду на оперу «Царская невеста».

Так что же это за загадочное произведение? Кантата «Здравица» была написана Сергеем Прокофьевым в 1939 году по заказу Всесоюзного радио к 60-летию Сталина. Это поистине удивительная вещь – качество музыкального материала настолько высоко, что просто взять и выбросить из музыкальной памяти страны эту небольшую кантату не представляется возможным. Она похожа на портрет тирана, написанный гением. Тиран давно умер, его культ развенчан, прошел почти век, но ни у кого не поднимется рука уничтожить гениальное полотно. Кантата «Здравица» – именно такое «полотно». 

Произведение написано композитором парадоксально. Текст кантаты – якобы народная поэзия – абсолютно мертвый и нечитаемый без музыки Прокофьева. Некоторые музыковеды и музыканты пришли к выводу, что текст написал сам композитор. Музыкально кантата тоже нелогична.

После прекрасного, почти балетного вступления резко и неожиданно вступает хор – причем в конце музыкальной фразы идет понижение тона и нисходящая интонация, что воспринимается ухом нелепо и даже комично. Таких моментов в кантате много: например, на словах «мудрые советы сам дает» музыкой создается эффект «кривого зеркала», в медленной части произведения, лирическо-распевно-величальной по музыке, неожиданно рассказывается о деревенской девушке Аксинье, которую собирает в гости к Сталину (зачем??) все село – одна фраза: «хороша собой, красива, в новых ботах» вызывает приступ смеха, хотя музыка этого не предполагает. Вся кантата пронизана иронией, столь присущей характеру композитора.

Сама идея заздравного музыкального произведения или оды по логике своей предполагает перечисление достоинств юбиляра и пожелание многая и благая лета в конце. Однако ни того, ни другого в музыкальном посвящении Прокофьева нет! Текст напоминает сборник комплиментов, которые никто не хотел бы услышать в свой адрес. Как если бы мужчина пришел к женщине с намерениями, а она его осыпала комплиментами о том, что у него красивые комнатные цветы, классные друзья и как его любят все собаки и кошки, а еще он хороший. Мужчине бы не хотелось быть хорошим в этой ситуации, он не хотел бы выслушивать ни про собак, ни про цветы, ни про друзей.

Возникает тот самый парадокс – ты весь осыпан комплиментами, но при этом чувствуешь себя оплеванным. Именно в такой манере написана «Здравица».

Хор все время поет про какие-то сельскохозяйственные радости и трудовые подвиги народа – то поле зелено, то вишня зацвела, то рожь. Основной посыл кантаты – квазипредставления народа о вожде. В итоге глупо выглядит и народ, и правитель. Надо отметить, Сталин принял «Здравицу» прохладно…

Финал кантаты очень ярок. Два раза хор буквально ревет: «Сталин! Сталин!» Причем второй раз в такой высокой тесситуре, что сопрано буквально срываются на визг. Литавры же на фоне этого ревущего на грани человеческих возможностей хора не торопятся – их темп неспешный, и возникает ощущение, что это никогда не кончится и люди просто надорвутся и начнут падать с подмостков. Это, на мой взгляд, такая проекция народной любви к Сталину, которая, на самом деле, требует нечеловеческих усилий и даже человеческих жертв.

Как рассказывает известный музыковед, профессор Андрей Андреевич Золотов (старший), большим поклонником «Здравицы» был Святослав Рихтер и лично просил Золотова, который тогда занимал пост заместителя министра культуры СССР, включить кантату в концерт в честь 100-летия композитора. Но поскольку все это происходило в 1991 году, «Здравицу» не утвердили, и концерт прошел без нее, о чем Рихтер после очень сожалел и даже упомянул об этом факте в своих дневниках.

Эту маленькую, но великую вещь, эту изящную музыкальную шкатулку с секретом можно услышать 20 декабря 2019 года в КЗ «Зарядье». Рекомендую.

Светлое творчество – для юных музыкантов

Третья рекомендация – для родителей и детей. Замечено, что практически всем юным слушателям нравится музыка Сергея Прокофьева – можно сказать, это композитор для детей и молодежи. Помимо «взрослой» музыки, Прокофьев много и легко писал для детей. Своеобразной визитной карточкой композитора стала его известная симфоническая сказка «Петя и волк». 

В 1938 году Сергей Прокофьев представил это произведение Уолту Диснею, и студия Paramount Pictures выпустила мультфильм, полюбившийся детям всего мира. Эту яркую симфоническую сказку можно будет услышать в КЗ «Зарядье» 2 февраля 2020 года. 

Кадр из диснеевского мультфильма «Петя и волк»

Помимо «Пети и волка» в концерте прозвучит легкая светлая сюита для детей «Летний день» («Двенадцать легких пьес», как обозначил ее автор) – музыкальная зарисовка о летнем дне ребенка, и две песни на стихи Агнии Барто: «Болтунья» и «Поросята». Исполнит произведения камерный оркестр Большого театра России, дирижер Михаил Цинман.

«Самое главное, что привлекает всегда в этой музыке и тех, кто ее играет, и тех, кто ее слушает, – писал композитор и педагог Д.Б. Кабалевский, – это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Я уверен, что, попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасается».


Литература: А.Ляхович «Смысловые парадоксы «Здравицы» Прокофьева»

Автор благодарит проф. А.А.Золотова (старшего) и игумена Петра (Мещеринова) за помощь в подготовке материала

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.