ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Дорогие мои, только что мы с вами, в торжественной минутной тишине, выслушали благодарственные молитвы по святом причащении, как это предписано церковным уставом. Но это благодарение наше Господу не только о том, что Господь, (кого-то из) нас сегодня сподобил непосредственно соединиться с Ним в Его Животворящих Таинствах, мы благодарим Его и за то, что Он сподобил всех нас здесь присутствующих молитвенно предстоять пред Его лицем, пред лицем Самого Бога, и как от милостивого Отца получить на предстоящую неделю благословение, получить прощение всех наших согрешений, в каких мы сегодня каялись. Достаточно ли мы понимаем, достаточно ли мы осознаем всему этому истинную, настоящую цену?

Мы слышали, как некогда спрашивали Христа: что сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Знаем по Евангелию, как Спаситель отвечал: Соблюди Заповеди.

Одну из них, по милости Божией, мы сегодня исполнили: Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему. Исполнили. Что же мы этим приобрели? Приобрели столько, что не можем назвать этому и цену.

Пришли в храм Божий утомленные, больные душой и телом; сотворив, в течение истекшей недели, а может быть и в больший период своей жизни, некую греховность, и потому оказались предопределенными на вечное осуждение, на адское пребывание, на вечную смерть.

Сказано, что Бог смерти не сотворил, но посредством греха смерть вошла в жизнь людей. Богом был дан завет человеку: В онь же день снесте от древа сего, смертью да умрете. С тех пор лукавый всячески старается склонить человека ко греху, чтобы предать его смерти, прилагая человеку греховные помыслы. Помыслы посещают, и будут посещать человека до гроба. Если человек борется с помыслами, противится им, а они все равно навязываются и не отступают, греха человеку в этом нет. Это не испорченность человека, это прилог, это основная и главная работа лукавого.

Если человек принимает прилог от искусителя, т.е. останавливает свою мысль на очередном греховном помысле, душа получает болезнь, болеет. Взывай тут, чадо мое, ко Господу, как жена хананейская: Помилуй мя, Господи: дщи моя зле беснуется. А на исповеди покайся пред Господом: согрешил(а) прилогом.

Если же человек, приняв прилог, склоняется ко греху, чем-то оправдывает свой грех, и ищет случай совершить его, то в этом случае душа находится при смерти. Беги тогда ко Господу, как Иаир, который, паде при ногу Его, моляше Его много: Господи, дщи моя на кончине есть, да пришед возложиши на ню руце, яко да спасется, и жива будет.

Если же человек, приняв прилог от лукавого, сотворил грех — душа умирает и осуждается на вечную муку. А кто из нас не без греха?

Вот, дорогие мои, в каком состоянии мы приходим в храм Божий, больными и мертвыми духом, предопределенными на жизнь адскую, на муки вечные.

Кто излечит, кто избавит нас от смерти греховной и смерти вечной? Господь, пред лицем Которого мы ныне здесь предстоим! Который, Единственный может и желает нас спасти от смерти вечной! Который, ради этого призывает к Себе каждого человека: Придите ко Мне все, и Я успокою вас. Вот какова цена нашему предстоянию в храме Божием. Цена вечной, радостной жизни с Господом. Потому что Он победитель, Он имеет всякую власть над смертью.

Воскресшениы сына наинской вдовы Об этой Его Божественной власти над смертью повествует и сегодняшнее воскресное Евангелие.

Когда Христос со Своими учениками приблизился к воротам города Наина, из них выносили умершего, единственного сына матери, а она была вдова. Так, навстречу друг другу шли две процессии: за Иисусом Христом шли многие из учеников Его, и множество народа; и за покойником и его матерью много народа шло из города.

И вот эти две процессии соприкоснулись своими главами: впереди одной — Иисус Христос, впереди другой – мертвец. Да и возможно ли чтобы они смогли разминуться, пройти мимо друг друга? Даже если бы Иисус Христос был просто одним из очередных учителей человечества, и тогда бы Он не мог бы пройти мимо смерти, этой главнейшей проблеме человеческой жизни. Он должен был бы остановиться и сказать на эту тему хотя бы несколько слов. Только нужно ли для бедной вдовы философское осмысление смерти? Ей нужен ее единственный сын! Вернуть же его мог только Сам Бог.

«Мать усопшего, (как повествуют предания), закрывшись покрывалом в своих страданиях о сыне, плакала так, что взоры всех обратились к ней с сожалением и участием. Когда она поравнялась с Иисусом, Он подошел к ней и сказал дрожащим от сострадания голосом: «Не плачь, вдова! Я отдам тебе сына!»

Участвующие в похоронах фарисеи злостно закричали: «Слышали вы это? Он кощунствует, ибо один Бог властен воскрешать мертвых! И они смеялись и издевались над Ним.

Спаситель, подошед, прикоснулся к одру. Несшие остановились. Всё затихло в немом ожидании. Иисус приподнял покров с окоченевшего лица, прикоснулся к руке покойника и сказал властным голосом: Юноша! Тебе говорю: встань!

Был момент напряженного ожидания. Все глядели на гроб, затаив дыхание. И вот, дух смерти внял голосу Иисуса и оставил захваченное тело. Появились признаки жизни: сначала едва уловимое движение дышащего тела, потом окраска щек, движение век… и оживший взор устремился навстречу взора Иисуса. Приподнялась голова, зашевелились губы… он сел в гробу и сказал своим обычным голосом: «Здесь я, Господи!»

Иисус взял его за руку и помог ему выйти из гроба, и передавая его руку матери, сказал: «Женщина, вот сын твой!»

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. (Лк.7. 16,17)

Но прежде чем вернуть сына Господь потребовал от вдовы: не плачь!.. Почему Он так сказал? Потому что в своем большинстве люди далеки от истины, и такие люди, не имеющие упования, назывались язычниками. Они и живут, и плачут, и радуются не так, как люди Божии. И вот евангельский пример жизни: вдова лишилась сына, и – неутешно плачет.

А вот, что рассказывает Св. Писание о царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребенок, родившийся от Вирсавии, то молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись, лежал на земле. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо говорили они, когда дитя еще было живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб? Давид разрешил этот вопрос, очень просто: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло. Разве я могу возвратить его? Я когда-то пойду к нему, а оно не возвратится ко мне (2Цар.12.16,23).

Весь секрет здесь в том, что Давид знает, что есть Бог, что Господь призвал душу его ребенка к Себе, что сейчас совершилась воля Божия. А кто этого не знает, тот в оцепенении и с ужасом глядит на смерть и когда она кого-то из ближних забирает, — предается безмерной печали. И в этой печали, в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек в этом случае вопит: Нет! Да будет моя воля! Не принимаю Твоей воли!.. И этим пресекает дальнейшее взаимодействие с Богом и отшедшей души, и самого плачущего. Господь от свидетелей и других воскрешений требовал веры.

Иаиру говорил: не бойся, только веруй! И – Марфе, перед воскрешением Лазаря: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию (Ин.11,40).

Так что, если мы хотим участвовать в будущем воскресении мертвых, встретить и принять воскресшими наших родных и близких, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», и вместо пустых слез, как можно чаще приносить за усопших безкровное жертвоприношение, т.е. поминовение во время Божественной Литургии. И это для них будет самым дорогим и желанным, для нас же радостной встречей с ними в Царствии Божием. О чем и говорит нам Христос: «И радости вашей ни кто же возьмет от вас». Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.