Распростерта на одре смерти Мать Бога, Дщерь Давидова. Нет пределов скорби народа Божия – воздевают руки апостолы, епископы, жены, касаются одра Ее, взирают на Ее лик. Но закрыты очи Ее. Она мертва для мира – и мир страстей мертв для Нее. То, что совершилось внутри Нее при Кресте Ее Сына, теперь явно всем.
И Он – Он тоже явен всем! Он явен и явлен, Бог Живой, сияющий над одром смерти Умершей с Ним. Ибо Она, как никто другой, познала эту тайну – «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4).
Он, Бог Израилев, поднимает Ее на руки, говорит Ей – «Живи!» (Иез.16:6).
Крыло — серебряней снега.
Спеша на зов,
рванулся полдень полудней,
ветер ветров.
Оплавится моря берег —
кристалл и мед.
Часть рыбы, часть чаши, часть древа —
и часть от сот.
Дыхание жизни — в персть,
и персты — в крови.
Он поднял тебя на руки,
сказал — «Живи!»
И слово Его неложно – теперь Она, живая и прекрасная, прядет нить Гедеоновой пряжи — Церковь Христа снова и снова рождает чад света – не от похоти плоти, ни от похоти мужеския, но от Духа (Ин.1:13) – ибо Духом Живым живет Христос Воскресший, и Церковь Его жива, и мы в ней, и Он в нас.
Он явился – и это истинная Парусия, явление Христа всем, та Парусия, что должна совершиться на конец веков, и которую, как совершившуюся, вспоминает Церковь:
«На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие» (Молитвы Литургии).
И Церковь отдает Ему дары – все, что есть у нас, людей:
Каяждо бо от Тебе бывших тварей, Благодарение Тебе приносит: Ангели пение, Небеса звезду, Волсви дары, Пастырие чудо, Земля вертеп, Пустыня ясли: Мы же Матерь Деву (Служба Рождеству Христову).
— чтобы Он вознес и послал Духа на них, и явил Себя.
И Он, стоящий над склоненными главами апостолов, епископов и жен, народа церковного, является – Живой, среди Церкви Своей, на руках поднимающий Ее в ризах белых. Он – подобен светильнику, и свет Его светит, пронизывая человеческую плоть, что дала Ему Мать Его.
Ту Плоть, что отдал Он за жизнь мира (Ин.6:51)
И скорбные жесты собравшихся у смертного ложа Богоматери становятся жестами Евхаристии, жестами призывания Духа Святого. Живоносная смерть Сына делает всякую смерть тех, кто в Нем, живоносной. Так совершали Евхаристию на гробах мучеников. Так совершается Евхаристия и здесь, на смертном одре Той, что засвидетельствовала о Боге Живом всей жизнью Своей.
И голос Ее сильнее, чем голос крови Авелевой (Евр.12:24), раздается поныне, и не смолкнет никогда.
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Её чрево вечно девственное (пер. о. Амвросия (Тимрота).
+++
Светла она – заповедь, путь, и закон, и Тора.
Светла она. Странник в дороге светильник зажег.
В столетьях, эонах, пророках, псалмах и мирах –
Шаги осиянной свободы, свободы Его.
Далекого южного ветра всепетая песнь,
Светла она – крепкий и крепкая, хлеб и вода.
Он странствует, страждет, и вновь говорит Он: «Я есмь!»
Он – здесь. Он – свободен. Его – и миры, и года.
Светла она. Травы в росе, неумолчный покой.
Светла она – милость и мир, и заря, и печаль.
Но в море, о, в море! – то – воды и воды стеной,
И созван Тобой хоровод, разрывающий даль.
И страшная правда. И страшная худшая лесть.
И кит, побеждая, стремится с Ионой на дно.
Но нет – не забыта весенняя древняя весть,
И овцы познали, что Пастырь стал с ними одно.
Светла она. Светел Твой гроб и преломлена смерть.
Светла она – Новый Завет, и колосья и путь.
Увидишь – и петь, и узнать, и взирать, и смотреть,
И видеть, как «был» силой ветра становится «будь!»
В руках ее – тайны, глубины, вода и огонь.
Топтавший в точиле – Он ризы омыл для нее.
Стремится к пределам Твоим необъезженный конь.
Светла она – Церковь, Суббота и Тело Твое.
Читайте также:
Праздник Успения Богородицы (28 августа): «Во Успении мира не оставила еси…»
Богородица — наша духовная Матерь