Распростерта на одре смерти Мать Бога, Дщерь Давидова. Нет пределов скорби народа Божия – воздевают руки апостолы, епископы, жены, касаются одра Ее, взирают на Ее лик. Но закрыты очи Ее. Она мертва для мира – и мир страстей мертв для Нее. То, что совершилось внутри Нее при Кресте Ее Сына, теперь явно всем.
И Он – Он тоже явен всем! Он явен и явлен, Бог Живой, сияющий над одром смерти Умершей с Ним. Ибо Она, как никто другой, познала эту тайну – «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4).
Он, Бог Израилев, поднимает Ее на руки, говорит Ей – «Живи!» (Иез.16:6).
Крыло — серебряней снега.
Спеша на зов,
рванулся полдень полудней,
ветер ветров.
Оплавится моря берег —
кристалл и мед.
Часть рыбы, часть чаши, часть древа —
и часть от сот.
Дыхание жизни — в персть,
и персты — в крови.
Он поднял тебя на руки,
сказал — «Живи!»
И слово Его неложно – теперь Она, живая и прекрасная, прядет нить Гедеоновой пряжи — Церковь Христа снова и снова рождает чад света – не от похоти плоти, ни от похоти мужеския, но от Духа (Ин.1:13) – ибо Духом Живым живет Христос Воскресший, и Церковь Его жива, и мы в ней, и Он в нас.
Он явился – и это истинная Парусия, явление Христа всем, та Парусия, что должна совершиться на конец веков, и которую, как совершившуюся, вспоминает Церковь:
«На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие» (Молитвы Литургии).
И Церковь отдает Ему дары – все, что есть у нас, людей:
Каяждо бо от Тебе бывших тварей, Благодарение Тебе приносит: Ангели пение, Небеса звезду, Волсви дары, Пастырие чудо, Земля вертеп, Пустыня ясли: Мы же Матерь Деву (Служба Рождеству Христову).
— чтобы Он вознес и послал Духа на них, и явил Себя.
И Он, стоящий над склоненными главами апостолов, епископов и жен, народа церковного, является – Живой, среди Церкви Своей, на руках поднимающий Ее в ризах белых. Он – подобен светильнику, и свет Его светит, пронизывая человеческую плоть, что дала Ему Мать Его.
Ту Плоть, что отдал Он за жизнь мира (Ин.6:51)
И скорбные жесты собравшихся у смертного ложа Богоматери становятся жестами Евхаристии, жестами призывания Духа Святого. Живоносная смерть Сына делает всякую смерть тех, кто в Нем, живоносной. Так совершали Евхаристию на гробах мучеников. Так совершается Евхаристия и здесь, на смертном одре Той, что засвидетельствовала о Боге Живом всей жизнью Своей.
И голос Ее сильнее, чем голос крови Авелевой (Евр.12:24), раздается поныне, и не смолкнет никогда.
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Её чрево вечно девственное (пер. о. Амвросия (Тимрота).
![Успение Божией Матери. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в. Афон. Ризница Великой Лавры Успение Божией Матери. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в. Афон. Ризница Великой Лавры](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/08/05.jpeg)
Успение Божией Матери. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в. Афон. Ризница Великой Лавры
+++
Светла она – заповедь, путь, и закон, и Тора.
Светла она. Странник в дороге светильник зажег.
В столетьях, эонах, пророках, псалмах и мирах –
Шаги осиянной свободы, свободы Его.
Далекого южного ветра всепетая песнь,
Светла она – крепкий и крепкая, хлеб и вода.
Он странствует, страждет, и вновь говорит Он: «Я есмь!»
Он – здесь. Он – свободен. Его – и миры, и года.
Светла она. Травы в росе, неумолчный покой.
Светла она – милость и мир, и заря, и печаль.
Но в море, о, в море! – то – воды и воды стеной,
И созван Тобой хоровод, разрывающий даль.
И страшная правда. И страшная худшая лесть.
И кит, побеждая, стремится с Ионой на дно.
Но нет – не забыта весенняя древняя весть,
И овцы познали, что Пастырь стал с ними одно.
Светла она. Светел Твой гроб и преломлена смерть.
Светла она – Новый Завет, и колосья и путь.
Увидишь – и петь, и узнать, и взирать, и смотреть,
И видеть, как «был» силой ветра становится «будь!»
В руках ее – тайны, глубины, вода и огонь.
Топтавший в точиле – Он ризы омыл для нее.
Стремится к пределам Твоим необъезженный конь.
Светла она – Церковь, Суббота и Тело Твое.
Читайте также:
Праздник Успения Богородицы (28 августа): «Во Успении мира не оставила еси…»
Богородица — наша духовная Матерь