Сиони — кафедральный собор города Тбилиси. Свое начало он получил в честь Иерусалимской горы Сион, где в доме апостола Иоанна Богослова почила Божия Матерь.
В Сиони находится одна из важнейших святынь Грузинской Церкви — крест святой равноапостольной Нины. Тот самый, сплетенный из виноградной лозы и закрепленный прядью ее волос. Крест, которым благословила святую Нину Сама Богородица, взявшая эту землю Себе в удел еще после Пятидесятницы. Крест с которого началась история Православной веры в Грузинском государстве.
Ранее на этой территории в первые десятилетия существования христианства проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, но первыми крестившимися правителями Грузинского царства были царь Мириан и его супруга царица Нана, обращенные святой Ниной.
Никогда после проповеди Нины Грузия не отступала от Православия.
***
Мариамоба (Успение Пресвятой Богородицы) — один из наиболее широко отмечаемых православных торжеств в Грузии. Этот день объявлен государственным выходным, в честь него каждый год совершается амнистия (специальная комиссия, рассматривающая кандидатуры осужденных преступников для помилования, собирается несколькими днями ранее). Отношение к празднику легко объяснимо: грузины свято верят преданию, согласно которому их земля является первым уделом Самой Богородицы.
Нет в Грузии уголка, где бы не воздавали честь Божией Матери. Например, здесь считают, что любой список с Иверской иконы является чудотворным, поэтому в некоторых храмах даже возле ее репродукции, напечатанной на бумаге, стоят неугасимая лампада и живые цветы…
***
Летом, как говорят жители Тбилиси, в храмах народу меньше, чем в другие периоды — в августе многие уезжают на каникулы и в отпуска. Это, правда, не мешает собору Сиони в канун Мариамоба вместе с площадью вокруг быть заполненными до отказа. И не в том даже дело, что Успение в Сиони — престольный праздник, а службу возглавляет Предстоятель Грузинской Церкви — Патриарх-Католикос Илия. Просто в Грузии высокий процент верующих.
Священники начинают исповедовать еще до начала службы — на солее и возле храма. Люди каются подолгу, многие плачут. Вдумчиво молящиеся на коленях и слезами на глазах люди нам встречались во всех грузинских храмах и монастырях.
Мы не понимаем ни слова и следим за службой по памяти и книгам. Улавливаем трогательные детали: колокольный звон сильно отличается от нашего, «Отче наш» читают хором, на литии освящаются не маленькие хлебушки, а длинные грузинские лаваши.
В соборе много детей, что для нас привычно, и молодежи, в том числе мужчин, что совсем неожиданно.
Может быть, именно поэтому грузинское православие производит впечатление сильной веры. Ибо кто может быть сильнее, чем крепкий восточный мужчина, у которого на лице написано крупными буквами слово «ответственность» — задумчиво стоящий перед иконой?
Эта вера — не от страха, а от любви.